Форум » Замечательные люди в Стрельне » Анатолий Иванович Леман » Ответить

Анатолий Иванович Леман

Denis: Олег Вареник Русский Страдивари из Стрельны Вести Стрельны, 19.01.2011 Он занимался в своей жизни очень многим. Был великолепным бильярдистом, написал «Теорию бильярдной игры», увлекался воздухоплаванием, строил аэроплан, написал «Основы полета птиц», участвовал и выигрывал в велосипедных гонках, сочинил множество повестей, рассказов и пьес, был редактором журналов, всерьез занимался оккультизмом, но стал известен благодаря самому яркому своему увлечению - созданию скрипок и виолончелей. Сейчас о нем сложно найти пару строчек. В старых энциклопедиях разве что абзац: современный писатель, знаток скрипичной фабрикации. Все что он делал - как бы исчезло. Он создал около двухсот музыкальных инструментов - большинство из них пропали. Между тем многие из его скрипок были созданы в Стрельне. Вот история об одной из них. Скрипка Лемана Жил был в Москве Музыкант. Приучили ли его к музыке родители или он сам от рождения был такой, неизвестно, но, выучившись играть на скрипке, Музыкант без неё жить не мог. Когда Музыкант стал понимать толк в инструментах, он задался мечтой приобрести настоящую скрипку ручной работы какого-нибудь известного зарубежного мастера, но все они были чрезвычайно редки и непомерно дороги. Музыкант начал копить деньги и после нескольких лет поисков ему поступило предложение от престарелого коллекционера скрипок, который распродавал свою коллекцию. Осталась у коллекционера только одна старая скрипка «крупнейшего мастера конца XIX - начала XX века», но русского мастера Лемана. Скрипка была в плохом состоянии, в трещинах, лет тридцать на ней не играли, требовалась реставрация. Знакомый реставратор, осмотрев старую скрипку и, похвалив инструмент и изготовившего его мастера, согласился взяться за ее реставрвцию. Кто такой Леман, Музыкант не знал. В музыкальной школе о нём ничего не говорили, в консерватории тоже. В 2007 году в Санкт-Петербурге, где жил и изготавливал скрипки Леман, были переизданы все его труды (пятнадцать книг), посвященные скрипкам. Издателем оказался музыкант, скрипичный мастер, реставратор, основатель компании по изготовлению струнных инструментов Михаил Горонок, ставший в 2006 году директором Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Из этой книги Музыкант узнал, что последние 15 лет своей жизни Леман прожил на даче в Стрельне, где оборудовал скрипичную мастерскую и изготовил там немало скрипок. Леман, живя в Стрельне «в течение лета и осени 1902 года, произвёл ряд опытов», в которых исследовал «какой звук слышен дальше, например, басок или квинта? Какая скрипка и как несёт звук? Какие толщины, какие тональности способствуют наибольшему распространению звука? Какие условия необходимы для построения концертной скрипки (виолончели)?». Проанализировав результаты, Леман опубликовал их под названием «Стрельнинские опыты» в 1903 году в книге «Акустика скрипки». Лучший из мастеров Музыкант перечитал все книги Лемана, к своему большому удивлению нашел и отзыв первого обладателя теперешней его скрипки. Тот в 1910 году, по получении долгожданного заказа, писал мастеру: «Многоуважаемый Господин Леман! Прошу извинить, что отвечаю не тотчас по получению скрипки. Нужно было несколько дней, чтобы спокойнее отнестись к оценке, присмотреться к скрипке, и то, что я пишу Вам теперь, есть моё личное мнение... Лак хорош. Вся скрипка своими формами обращает на себя внимание, чувствуется в линиях уверенность художника. Звук хорош, но квинту хотелось бы острее. Я твёрдо убеждён, что Вы лучший из мастеров скрипок и можете создать скрипку в высшем смысле слова, но для этого, как и для всего нужны, прежде всего, деньги. Помните, что при первой возможности в моих финансах я постараюсь заплатить самую большую сумму, за которую Вы делаете скрипки, чтобы иметь воплощение всего Вашего художественного таланта; а пока буду жить хоть надеждой и никогда уже не обращусь к кому-либо другому...». После реставрации скрипка Лемана в умелых руках Музыканта ожила после долгого молчания. Это была та скрипка, о которой он так долго мечтал. А как она звучит! Не отличить от скрипок Страдивариуса, Гварнери, Амати или других известнейших зарубежных мастеров. А это наш, отечественный, русский мастер - оказалось, что и у нас есть самородки, к сожалению часто забытые. Начал Музыкант собирать сведения о других скрипках этого удивительного мастера. Отыскал он четырнадцать обладателей скрипок Лемана. И все музыканты в большом восхищении от этих скрипок. Одна скрипка Лемана хранится в Государственной коллекции уникальных инструментов в Москве. Ещё одна - в Санкт-Петербургском Государственном музее театрального и музыкального искусства. Тут приблизилось 150-летие со дня рождения Лемана. Музыкант решил побывать в Стрельне, где Леман столько трудился над изготовлением своих скрипок и виолончелей. Поездка в Стрельну На даче на улице Пристанской скрипичных дел мастер Анатолий Иванович Леман жил со своей женой и помощницей Лидией Алексеевной Лешеевой, которая была известной писательницей, писавшей под псевдонимом Марк Басанин. В Стрельне летом жила с ним огромная семья - семь сыновей и две дочери. С ними он купался в море, ловил рыбу, катался на велосипедах, гулял по паркам, и, когда мастер принимался за скрипки, старшие сыновья помогали ему. Скрипка «Инна №1» сделана сыном Лемана Марком в 1908 году. Всё это было интересно посмотреть москвичу своими глазами. Приехав в Стрельну июньским жарким днём 2009 года, музыкант был озадачен. Никто не мог ему сказать, где жил Леман. Куда он только не обращался, к прохожим, в жилищную контору, на почту и даже в библиотеку. Оказалось, никто в Стрельне о Лемане ничего не слышал. Побродив немного по жаркой Стрельне, удручённый Музыкант вернулся в Москву. Прошёл ещё год. Музыкант, будучи проездом на гастролях в Петербурге, решил зайти в магазин «Горонок Струнные Инструменты», поинтересоваться, может там знают, где в Стрельне жил Леман. И вот удача - в магазине сообщили, что к ним неделю назад заходил ревнитель истории Стрельны, который организовал в музее «Морская Стрельна» экспозицию, посвященную Леману, интересовался изготовлением скрипок, приглашал посетить музей и места Лемана в Стрельне. И вот 6 ноября 2010 года мечта Музыканта осуществилась. Побывал он на Пристанской улице. К сожалению, дом Лемана с мастерской не сохранился - сгорел во время войны. Зато прогулялся по мосту через Портовый канал, где Леман проводил сто лет тому назад свои знаменитые «Стрельнинские опыты». Здесь мастер «играл последовательно на всех» испытываемых скрипках в направлении «Нижнего шоссе», а его ассистенты тщательно измеряли распространения по прямому как стрела шоссе, по которому было слышно каждый звук. Расстояние измеряли «при содействии велосипедистов», при этом учитывались направление и сила ветра, температура, облачность, прозрачность атмосферы и другие параметры. Несмотря на выходной день, гостя встретили во Львовском дворце Глава МО Стрельны С. В. Крюков и Глава местной администрации С. Г. Широков. Примечательно, что фамилия Музыканта оказалась созвучной с фамилией мастера Лемана - Левинов. На встрече с представителями местной власти он поделился радостью увиденного в Стрельне и рассказал о своих планах и заветном желании - Музыкант задался целью распространять сведения о деятельности великого скрипичного мастера Анатолия Ивановича Лемана, организовать в Стрельне музыкальные вечера и фестивали памяти Лемана. Ведь о знаменитом Страдивари долго никто ничего не знал, пока музыканты, игравшие на его инструментах, объединившись, не стали давать концерты в его честь. Предложение Музыканта о концерте в память русского Страдивари руководителями местной власти было поддержано. В 2013 году исполнится 100 лет со дня смерти Анатолия Ивановича Лемана - так что времени на подготовку достаточно. P.S. Неожиданное продолжение получила тема Лемана в минувшие новогодние каникулы. Будучи на гастролях в китайском Гуанчжоу, Георгий Левинов познакомился с ещё одним владельцем скрипки Лемана - своим московским коллегой, обладателем именной скрипки «МАРКИЗА». Восторгу нашего Музыканта не было границ. Решено было в тот же день соединить звуки трёх скрипок Лемана: Музыканта, его невесты, которая также играет на Лемане и его нового знакомого. Вечером 2 января три русских музыканта в холле гостиницы Гуанчжоу сыграли концерт на скрипках Лемана. Это было чудо, о котором сто лет тому назад мечтал в Стрельне великий мастер Анатолий Иванович Леман.

Ответов - 23, стр: 1 2 3 All

Denis: 21 октября 2017 года «Грозу» приняли на ответственное хранение в Музей музыки. Наконец удалось увидеть этот прекрасно сохранившийся уникальный лемановский инструмент, о котором сам Анатолий Иванович писал: "Потом я построил три виолончели в 5 мм с небольшим спуском к краям («Британия», «Этна», «Афина-Паллада»). Эти виолончели имели уже хороший звук, дерево на них было выбрано весьма плотное и упругое. Затем я построил виолончель "Гроза" в 5 1/2 мм, верхняя дека и 6 мм нижняя дека со спуском у краев. Это долбление оказалось весьма хорошим <...> Я принялся увеличивать корпус виолончели, и вот «Афина-Паллада», «Гроза» и «Этна» (выдающийся инструмент, собственность Г. в Севастополе) имеют такой большой размер и отличаются большой напряженностью звука. Но так как я раньше сделал несколько инструментов обыкновенного размера (корпус в 75 см), то я увидел, какая разница в тембре между теми и другими инструментами". Леман А.И. Седьмая симфония. [Книга о скрипке] № 7. – СПб., 1912. С. 149–151 1. Виолончель «Гроза». Мастер Анатолий Леман, Санкт-Петербург, 1911 год. 2. Оригинальный футляр, который подобрал для виолончели сам Леман и в котором инструмент был доставлен к И.Н.Г. в Севастополь. 3. В этом футляре «Гроза» бережно хранилась в семье Гороховцевых более ста лет. 4. Владимир Кошелев, хранитель коллекции музыкальных инструментов Шереметевского дворца с «Грозой».

Denis: Олег Вареник В середине осени стрельнинская «Гроза» вернулась в Петербург Вести Стрельны, 25.11.2017 Драгоценный инструмент в старинном чёрном многоугольном футляре под двумя пломбами из Москвы в Петербург доставили в Музей Музыки заведующая О. А. Великанова и хранитель О. А. Ходякова в сопровождении вооружённой охраны. В субботу, 21 октября 2017 г. случилось знаменательное событие − спустя 105 лет в Петербург вернулась чудо-виолончель, шедевр творчества «Русского Страдивари» Анатолия Ивановича Лемана (1859-1913). На внутреннем этикете значится: «Анатолiй Леманъ в С.-Петербурге «Гроза» сделана в 1911 году /подпись/». Виолончель оказалась длиннее обычного размера на 23 мм и в совершенно идеальной сохранности. Если заменить старые струны, можно будет играть в великолепном Белом концертном зале Шереметевского дворца. История виолончели «Гроза» удивительна и занимательна. Леман в течение жизни сотворил около 250 скрипок и всего 14 виолончелей. Помимо рабочих кабинетов в Петербурге у Лемана была летняя мастерская в дачной Стрельне, где он провёл «13 счастливых лет». В Стрельне Мастер узнал, что великокняжеские владельцы Стрельны увлекаются игрой на виолончели. Но приобрести хорошую виолончель оказалось не просто, да и стоили они дешевле скрипок, хотя труда и материала уходило в несколько раз больше. Это заинтересовало Лемана, и Мастер два года трудился над разгадкой акустики виолончели. Самым оптимальным оказались размеры «для верхней деки 5,5 мм, нижней – 6 мм со спуском у краёв», писал Мастер в Книге о скрипке №7. Виолончель с найденными идеальными толщинами дек он назвал «Грозой», а для усиления напряжённости её звука удлинил корпус. Эту виолончель Леман предназначил для квартета из своих инструментов в Петербурге. В мае 2017 г. виолончель была отдана на экспертно-закупочную комиссию в Музей им. Глинки. Эксперты высоко оценили сохранность инструмента, побывшего в руках только у одного владельца, но в Москве не нашлось средств для её приобретения, несмотря на то, что виолончелей Лемана в музеях России нет. В Стрельне стало известно о чудо-виолончели Лемана. Глава Муниципального образования посёлок Стрельны В. Н. Беленков обратился в министерство культуры РФ с ходатайством о возможности временного хранения уникального инструмента в музее до её выкупа у владельцев для организации в Стрельне и в Петербурге фестивалей Лемана. По указанию минкульта виолончель «Гроза» и была перевезена из Москвы в Петербург. Договор между музеем и владельцем шедевра подписан на год, в течение которого необходимо найти спонсоров для её приобретения. Иначе это будет только «посещение» родного города. При расставании в Москве музейщики выразили желание принять виолончель обратно, если в северной столице не удастся исполнить волю «Русского Страдивари». Любопытно, что в Музее Музыки хранятся две скрипки Лемана, «Соловей» и «Соловушко», и альт «Руслан», а теперь появилась виолончель «Гроза». Подобрался полный комплект для квартета из инструментов А. И. Лемана, как того и желал великий Мастер сто лет тому назад. http://mo-strelna.ru/vesti2017.html Прим. На снимке, конечно, не скрипка, а виолончель. Но пятысячный тираж топором не вырубишь...

Denis: Олег Вареник Невостребованный «Соловушко» Нежный голос этой скрипки так и не прозвучал для Наследника Санкт-Петербургские Ведомости, 09.02.2018 В Российском государственном историческом архиве мне довелось найти дело о том, как отставной подпоручик преподнес наследнику цесаревичу Алексею, сыну Николая II, скрипку собственного изготовления. Речь идет о «русском Страдивари» Анатолии Ивановиче Лемане, создателе около 250 именных скрипок и 14 виолончелей. О его личности мне уже приходилось рассказывать на страницах газеты (см., например, «Два автографа на одном портрете» от 5 мая прошлого года). Напомню, в 1901 - 1913 годах Леман жил в Стрельне на Пристанской улице, где оборудовал скрипичную мастерскую. Одну из скрипок, маленькую, в половину обыкновенного инструмента, Леман назвал «Соловушко». Готова она была в 1908 году. Скрипка 3/4 «Соловушко» мастера А.И. Лемана. Санкт-Петербург, 1908 г. Из коллекции Музея музыки, Санкт-Петербург «Звук этой детской скрипки мощный и в то же время нежный, как свойственно только большой старой, обыгранной скрипке. По этому звуку и своим размерам «Соловушко» не может иметь соперников, если бы даже рядом с ним поставили инструмент Страдивари», - писал Леман в сертификате на этот инструмент. «Нет ничего труднее, как сделать детскую скрипку со звуком большой», - делился он в одном из писем. Леман считал, что «Соловушко» ему удалась настолько, что она должна попасть по исключительному назначению. И он решил не продавать ее, а подарить наследнику царского престола Алексею, которому было тогда четыре года. Он уложил скрипку, как значится в документе, в «старинный футляр знаменитого русского мастера Николая Киттеля, работавшего в С.-Петербурге в прошлом столетии», туда же положил детский смычок, сделанный Киттелем, и все это вместе со своими книгами отправил царю. В архиве сохранилось прошение «отставного подпоручика инженерных войск, потомственного дворянина Анатолия Ивановича Лемана» на имя императора принять от него скрипку «Соловушко», а также книги «Акустика скрипки», «Книга о скрипке» и «Письма о скрипке и виолончели». «В этих книгах сказано, как я работал и как сделана скрипка «Соловушко», - отмечал Леман. - Я думаю, что в настоящее время русской скрипке нет соперниц заграницей, и я счастлив, что могу произнести эти слова перед Вами». Однако вот незадача: ответа на подарок не последовало. Через полгода Леман отправился в канцелярию Министерства императорского двора и выяснил, что чиновников смутили как сам подарок, так и его автор. Там стали проверять, кто этот отставной подпоручик, который делает скрипки и дерзает преподнести их самому императору. Затребовали о нем сведения, а скрипку отправили на экспертизу в Придворный оркестр. Все это очень раздосадовало Лемана. С начальником этого оркестра Штакельбергом он не ладил. Причиной была довольно странная история: в Эрмитаже хранилась скрипка Страдивари, купленная в Париже для Александра I. Затем ее передали на хранение в Придворный оркестр, откуда она была похищена. Через некоторое время инструмент обнаружили в Берлине и выкупили за шесть тысяч рублей. Штакельберг распорядился перелакировать ее, и Леман посчитал это «позорной операцией». «Роскошный красный лак Страдивари был смыт и изобретатель лаков г. Д... намазал ее своим столярным, - отмечал Леман. - Это уничтожило всю цену и всякий интерес к этой скрипке...» Теперь стало понятно, что причиной промедления с «Соловушкой» были козни оскорбленного Леманом Штакельберга. Однако на повторный запрос вскоре был получен ответ за подписью Штакельберга, в котором говорилось, что скрипка «хорошей работы», хотя ее создатель преувеличивает ее качества, да к тому же еще и присваивает себе незаслуженное «звание эксперта древних инструментов». После этого канцелярия направила Леману запрос, что он хочет за скрипку. Маэстро ответил: «Я доставил вам скрипку для наследника цесаревича. В случае, если бы последовала мне какая-либо царская милость, я не имею нравственного права отказаться от нее и не отказываюсь». Спустя еще некоторое время прошение Лемана с приложениями и отзывами отправили императрице Александре Федоровне. В июне 1909 года Леман получил письмо из ее канцелярии, в котором говорилось, что его благодарят за подношение и жалуют царским золотым перстнем «работы ювелира Бока с бриллиантом № 6309 в 220 руб.». А поскольку цесаревичу было только четыре года, а скрипка по своим размерам была предназначена для девятилетнего ребенка, императрица «повелеть соизволила... скрипку для хранения передать в музей Придворного оркестра», где «Соловушко» хранилась с этикеткой «Дар А. И. Лемана. 1908 г.». Каков же финал этой истории? Леман умер в 1913 году, цесаревич Алексей погиб в 1918-м вместе с родителями и сестрами в Екатеринбурге. А скрипка «Соловушко», пережив все катаклизмы и потрясения, сохранилась. Ныне она - в Музее музыки в Шереметевском дворце на Фонтанке. https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/nevostrebovannyy_solovushko/


Denis: Олег Вареник Стрельна ищет мецената Вести Стрельны, 31.03.2018 Посвящается 105-летию памяти «стрельнинского Страдивари» Анатолия Ивановича Лемана (1859-1913) Со времён Древнего Рима мастера нуждаются в благотворителях. Их прозвали меценатами в память о знатном римлянине Гае Цильние Меценате – покровителе поэтов. И «русский Страдивари» Анатолий Иванович Леман, создавший в Стрельне в начале XX века скрипичную мастерскую, где изваял около 250 скрипок и более дюжины виолончелей, очень нуждался в меценатах. Имея большую семью (у него было девять детей), в 1903-1904 годах мастер вынужден был подрабатывать дантистом в Стрельнинском дворцовом покое (теперь это музей «Деревянный дворец Петра I» в Стрельне). Обращался он за помощью и к «стрельнинскому филантропу» князю Александру Дмитриевичу Львову, но тот все средства тратил на пожарное дело. Получив от него отказ в благотворительности, в одной из своих книг Леман саркастически высказался о князе: «Одному из наших меценатов взбрело в голову, что он «царь огня»… и все свои средства, всю свою энергию… он тратит на соперничество с брандмейстерами. Призванный по своему рождению, по своим связям, положению, богатству занять одно из самых высоких мест на своей родине, он всё время проводит в кругу своей дружины, закрывая глаза на всё остальное» Пытаясь привлечь внимание и самого царя Николая II, Леман подарил свою лучшую детскую скрипку «Соловушко» наследнику Алексею. Но Алексея с трёх лет обучали игре на балалайке, стремясь воспитать из цесаревича истинно русского монарха, поэтому «Соловушко» была принята только в дар и передана в музей Придворного оркестра, а Леману был пожалован царский золотой перстень «работы ювелира Бока с бриллиантом № 6309 в 220 руб.». Лишь за два года до своей смерти мастер встретил долгожданного мецената. Им оказался благотворитель из Севастополя Иван Николаевич Гороховцев¸ разбогатевший после смерти отца, генерала-ветеринара войска Кубанского. И. Н. Гороховцев, памятуя заповеди Божии и знатного древнего римлянина, стал благотворителем. Поселился в благодатном Крыму, в 1908 году купил на набережной Севастополя каменный особняк и построил загородный «дом-дачу искусств». Там он сам трудился над созданием художественных произведений, пробуя себя во всём, от ваяния скульптур до изготовления струнных инструментов. Он помогал другим «поцелованным Богом» проявлять свои таланты, опекая их у себя на даче, устраивая благотворительные выставки в Севастополе, приобретая уникальные художественные вещи. Меценат был обрадован приездом в Крым из промозглого Петербурга бывшего военного Анатолия Ивановича Лемана, который в Стрельне давал жизнь чудесным скрипкам и благородным виолончелям. По слухам, мастер уже познал к тому времени секрет самого Страдивари, и, подражая ему, называл свои инструменты собственными именами, как у одушевлённых существ. Мецената потрясли рассказы мастера о том, с каким трудом в течение многих лет он изыскивал толщины дек и размеры скрипки и виолончели, чтобы инструмент «отличался большой напряжённостью звука», и о том, как он скупил у итальянского коллекционера всё 200-летнее дорогое дерево для инструментов, как изобрёл 500 сортов лака, испробовал все сорта осетрового клея, провёл натурные «Стрельнинские опыты» по изучению акустики скрипки. Леман сконструировал чудесный инструмент – виолончель с величественным именем «Гроза». Уникальная виолончель получилась нестандартной величины – 773 мм (на 23 мм длиннее обычной), но зато как звучала! Меценат без раздумий предложил мастеру десять тысяч рублей по его прейскуранту за «Грозу». Но Леман приготовил эту виолончель для петербургского квартета из своих инструментов. Такой квартет был уже приобретён меценатом из Москвы В. Н. Баклановым. Но, не найдя благотворителя в Петербурге, вынужден был уступить щедрому севастопольскому меценату. Он был так благодарен своему покровителю за это приобретение, что пожелал сохранить его имя в тайне, оберегая от посягательств недобрых людей. В своих книгах Леман упоминает более 150 владельцев своих инструментов, но только один меценат был скрыт под инициалами «И. Н. Г.». Леман умер в 1913 году в Петербурге и был похоронен на почётном месте Литераторских мостков Волкова кладбища. Уже на следующий год на Россию свалились беды, войны, революции и гражданская война. В 1919 году беды достигли и Севастополя. Назвав богачей «бывшими», советская власть отбирала у них все движимое и недвижимое имущество. Не избежала раскулачивания и семья нашего мецената. Как в ту тяжёлую пору Гороховцевым удалось сохранить уникальную громадную виолончель, остаётся только догадываться. Умер Иван Николаевич в 1954 году в Сухуми. Сын покойного мецената Игорь Иванович Гороховцев, исполняя наставления отца и самозабвенно чтя Лемана, в 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию и стал профессиональным виолончелистом. Он работал в оркестрах Ереванской оперы, в симфонических оркестрах Йошкар-Олы, Свердловска, Сухуми, Риги и Москвы. Уникальную «Грозу» берег, играя на ней только на важных и исключительных концертах. Гороховцев-младший умер в 1979 году, завещая надёжно хранить виолончель, а уж если и придётся продавать её, то не забывать о величайшей ценности этого инструмента. Он также наказал помнить его многострадального отца-мецената, обнищавшего, но сумевшего сохранить «Грозу» Лемана в такое смутное, тяжкое время, долго оставаясь гонимым и непонимаемым, даже собственной женой. В советское время «Грозе» не знают цены. Не знают и о творчестве гениального Лемана. Нет и богатых покровителей – давно всех истребили. Прошло полвека. В семье потомков Гороховцева не случилось больше музыкантов. Виолончель решили продать, но исполнить волю мастера и мецената, которые хотели, чтобы уникальный инструмент принадлежал государству, а не был спрятан в частной коллекции. В мае 2016 года виолончель «Гроза» была передана на экспертно-закупочную комиссию в московский Музей музыки им. М. И. Глинки. Согласно экспертному заключению, инструмент, так удачно находившийся в руках только у одного музыканта, был в отличном состоянии. Достаточно было бы заменить только старые струны, и можно было играть на концертах. Но теперь мецената не нашлось в Москве, а у государства – средств. Глава МО посёлок Стрельна Валерий Беленков, будучи знаком по публикациям в газете «Вести Стрельны» с историей «стрельнинского Страдивари» Лемана, обратился с ходатайством в министерство культуры РФ с предложением исполнить волю мастера − перевезти уникальную виолончель «Грозу» из Москвы в город её рождения. Уже в Петербурге можно было бы заняться поисками мецената для приобретения виолончели для Северной столицы и устроить фестивали Лемана в Стрельне и в Петербурге. Ходатайство было удовлетворено, и с ноября 2017 года виолончель «Гроза» находится на временном хранении в фондах Музея музыки, в Шереметевском дворце. 14 февраля 2018 года в Музее музыки состоялось совещание по вопросам подготовки драгоценного инструмента к музейной экспозиции и организации концертов с участием виолончели «Гроза» и других инструментов Лемана. Для этого из Москвы приехал руководитель ансамбля камерной музыки «Sonore» скрипач Григорий Левинов, который является большим знатоком творчества Лемана и обладателем созданной мастером в 1910 году скрипки «Золотое Руно». В совещании принимали участие: правнук Лемана Денис Лазарев, главный редактор газеты «Вести Стрельны» Константин Чернэуцану, краевед Стрельны Олег Вареник, руководитель ансамбля камерной музыки «Sonore», скрипач Григорий Левинов, главный хранитель музея Ольга Ходякова и хранитель виолончели «Гроза» Владимир Кошелев. Георгий Левинов и Владимир Кошелев осматривают виолончель «Гроза» в хранилище Шереметевского дворца 14 февраля 2018 года В честь 105-летия памяти «русского Страдивари» Анатолия Ивановича Лемана участники совещания предложили провести в Шереметевском дворце ряд концертов на инструментах работы Лемана с участием виолончели «Гроза» в мае 2018 года. Для этого Г. А. Левинов вызвался привезти из Москвы квартет музыкантов, а для виолончели «Гроза» подобрать струны лучших фирм «Larsen» и «Spirocore». Музейщики обязались организовать перед концертом экспозицию инструментов Лемана: двух скрипок «Соловей» и «Соловушко», альта «Руслан» и виолончели «Гроза». В музеях России до сих пор не было ни одной виолончели Лемана. Краеведческий музей Стрельны выразил готовность передать для выставки в Шереметевский дворец копию портрета Лемана работы Репина 1888 года, а правнук Лемана – оригинальный автопортрет Лемана 1900-х годов, написанный, по всей вероятности, в Стрельне. Глава МО посёлок Стрельна Валерий Беленков предложил Г. А. Левинову, посетившему накануне Стрельну, провести в сентябре концерты и для жителей Стрельны на инструментах Лемана в Константиновском дворце, когда будет отмечаться 105-летие памяти «стрельнинского Страдивари» А. И. Лемана. Устроители надеются, что благодаря такой широкой популяризации творчества Лемана найдётся новый меценат, который сможет приобрести уникальную виолончель «Гроза» работы Лемана 1911 года, а Музей музыки, в котором хранится крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света, пополнится виолончелью «стрельнинского Страдивари», как этого желали сам мастер и севастопольский меценат. 18 Февраля 2017 Прощёное Воскресенье http://mo-strelna.ru/vesti2018.html Газета "Вести Стрельны" ВКонтакте, 29.03.2018 https://vk.com/@vestystrelnu-strelna-ischet-mecenatu

Denis: 23 мая в Шереметевском дворце (в Музее музыки) состоялся вечер памяти А.И. Лемана. Музыканты ансамбля Sonore под руководством Георгия Левинова исполнили квартеты Бетховена и Брамса на инструментах Лемана. В концерте приняли участие скрипки "Соловушко" и "Соловей", альт "Руслан" и виолончель "Гроза". Первые три инструмента из коллекции музея музыки прозвучали впервые более чем за столетие. 1. Ансамбль Sonore исполняет бетховенский Квартет №1 Es-Dur для фортепиано, скрипки, альта и виолончели 2. Георгий Левинов со скрипкой "Соловей" и Владимир Кошелев со скрипкой "Соловушко" 3. Презентация виолончели "Гроза" 4. Слово стрельнинского краеведа. Олег Вареник и Анатолий Леман 5. Инструменты А.И. Лемана: "Соловушко", "Руслан" и "Соловей" 6. Осмотр "Грозы" после концерта

Denis: 7. Александр Ермаков, виолончель "Гроза" 8. Дмитрий Берлизов, альт "Руслан" 9. Георгий Левинов, скрипка "Соловей"; Артем Селиванов, фортепиано 10. Волшебный завиток "Грозы" 11. Музыканты Sonore после выступления 12. Наследие Анатолия Лемана

Denis: Олег Вареник Букет сирени из Стрельны Вековой сон окончен: в Петербурге зазвучали инструменты Лемана Санкт-Петербургские Ведомости, 08.06.2018 В Музее музыки, что расположен в Шереметевском дворце на Фонтанке, произошло знаменательное событие, которого более века ждали несколько поколений почитателей скрипичного мастера Анатолия Лемана. О нем мы не раз рассказывали на страницах «СПб ведомостей». Напомним. В 1911 году потомственный почетный гражданин, музыкант и композитор, владелец знаменитой Купавинской ткацкой фабрики, меценат Владимир Бакланов приобрел у Анатолия Лемана, жившего в Стрельне, пять уникальных инструментов: три скрипки («Дон-Жуан», «Семирамида» и «Сайтаферн»), альт «Маркиз» и виолончель «Афина-Паллада», из которых образовал в Москве квартет. Одна скрипка была в запасе - состоятельные музыканты могли себе такое позволить. Сам Бакланов играл на первой скрипке. «Московский квартет из моих инструментов деятельно и часто выступает перед публикой, - напишет позже Леман, - причем он совершает переезды, бывает в Рязани, в Туле и других городах, куда его выписывают местные музыкальные кружки. Вот это способствует распространению идеи русской скрипки и виолончели». Окрыленный успехом москвичей, Леман решил создать квартет из своих инструментов и для Петербурга. Подходящих скрипок было достаточно, а над виолончелью пришлось потрудиться. Леман считал, что созданный им инструмент, названный «Грозой», выдающийся и не имеющий соперников. Вскоре был сотворен и альт «Святогор». Но в Петербурге не нашлось на них покупателя. И нуждающийся в средствах мастер вынужден был уступить драгоценную виолончель щедрому меценату из Севастополя Ивану Гороховцеву. Произошло это незадолго до Первой мировой войны... В прошлом году виолончель «Гроза» поступила на временное хранение в Музей музыки. На счастье, в нем уже находятся три инструмента Лемана - скрипка «Соловей», альт «Руслан», а также детская скрипка «Соловушко», которую Леман преподнес цесаревичу Алексею. Более ста лет на них никто не играл. И вот наконец-то свершилось: инструменты Лемана пробудились от долгого сна. Произошло это благодаря московскому ансамблю камерной музыки Sonore под руководством Георгия Левинова - эксперта и знатока творчества Лемана. Москвичи исполнили «Квартет № 1 ор. 36 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели Es-Dur» Бетховена и «Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели g-Moll». Сцену украшали портрет Анатолия Лемана работы Ильи Репина и букет сирени из Стрельны, в которой мастер провел последние тринадцать лет жизни, творя свои чудесные скрипки. Материал был опубликован в газете под № 102 (6211) от 8.06.2018 под заголовком «Букет сирени из Стрельны». https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/buket_sireni_iz_nbsp_strelny/

Denis: Олег Вареник Впервые в музее Музыки Концерт на инструментах Лемана Газета "Вести Стрельны" ВКонтакте, 16.06.2018 23 мая 2018 г. в Шереметевском дворце (Музее Музыки) произошло знаменательное событие, которого несколько поколений почитателей скрипичного мастера А. И. Лемана (1859-1913) ждали более века. О «русском Страдивари» Лемане и его виолончели «Гроза» «Санкт-Петербургские Ведомости», «Вести Стрельны» и другие СМИ сообщали неоднократно. Суть предыстории события такова. Ещё в 1911 г. Потомственный Почётный Гражданин, музыкант и композитор, владелец знаменитой Купавинской ткацкой фабрики, меценат Владимир Николаевич Бакланов (1865-1920) приобрёл у Петербургского скрипичного мастера Лемана четыре уникальных инструмента: три скрипки - «Дон-Жуан», «Семирамида», «Сайтаферн», альт «Маркиз» и виолончель «Афина-Паллада», из которых образовал в Москве квартет, играя сам на первой скрипке. Вскоре из Москвы Леману пришёл отзыв: «В четверг был у Баклановых квартет; играли на ваших инструментах, которые звучали настолько хорошо, что приходилось удивляться: одни и те же исполнители показались мне совсем иными…». Леман об этом квартете писал в своей «Книге о скрипке №7»: «Московский квартет из моих инструментов деятельно и часто выступает перед публикой, при чём он совершает переезды, бывает в Рязани, в Туле и других городах, куда его выписывают местные музыкальные кружки. Вот это способствует распространению идеи русской скрипки и виолончели». Окрылённый успехом москвичей, Леман решил создать квартет из своих инструментов и для Петербурга. Подходящих скрипок было достаточно, а над виолончелью пришлось потрудиться. В 1908 г. в своей «Книге о скрипке №4» Леман оставил запись: «Я очень много работал в истёкшие 1907 – 8 г: так хочется сильнее выразить идею новой скрипки. За это время у меня создались: (тут Леман перечисляет имена 23 скрипок и 3 альтов)… За это время никто не заказал мне виолончели. Но я покажу, что русская виолончель даже приблизительно не будет иметь себе соперниц». И, создаёт «выдающийся инструмент, имеющий больший размер и отличающийся большой напряжённостью звука». Даёт виолончели имя «Гроза». Вскоре был сотворён и альт «Святогор». Но в столице не нашлось покупателя для приобретения таких уникальных инструментов. И нуждающийся в средствах Мастер вынужден был уступить драгоценную виолончель щедрому меценату из Севастополя И. Н. Гороховцеву. В 1913 г. Леман умер, затем началась мировая война, революции, гражданские войны, стало не до скрипичных квартетов. Из предназначенного для Петербурга квартета чудом сохранилась одна виолончель «Гроза». В прошлом году виолончель «Гроза» поступила на временное хранение в музей Музыки. Ожидая инвестора, готового исполнить волю Мастера, и собрать в Петербурге квартет из инструментов Лемана, «Гроза», на своё счастье, попала на хранение вместе с ещё тремя инструментами Лемана. Скрипка «Соловей», альт «Руслан» и детская скрипка «Соловушко», которую Леман преподнёс Цесаревичу Алексею, сегодня по праву украшают коллекцию музея. Однако, такова судьба многих инструментов, на них не играют, вот и на этих инструментах более ста лет никто не играл. Для пробуждения инструментов «русского Страдивари» от долгого сна, приехал московский ансамбль камерной музыки «SONORE», под руководством музыканта, эксперта и знатока творчества Лемана Г. А. Левинова. Пять лет тому назад Георгий Левинов принимал участие в вечере памяти, посвященном 100-летию со дня смерти А. И. Лемана, который проходил в музее Музыки в 2013 г. Тогда скрипач сыграл 12-минутную «Чакону» итальянского классика Витали, на своей скрипке «Золотое Руно» (работы Лемана 1910 г.). Тогда руководитель ансамбля камерной музыки «SONORE» (http://sonore.org) и выразил идею организовать фестивали имени Лемана, на которых исполнялись бы произведения исключительно на инструментах «русского Страдивари». И вот спустя пять лет эта мечта начала осуществляется. 23 мая прошёл первый концерт, на котором московские музыканты исполнили «Квартет №1 ор. 36 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели Es-Dur» Людвига Ван Бетховена. Во втором отделении прозвучал «Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели q-Moll» Иоганнеса Брамса. Присутствующие на Концерте стали свидетелями удивительного события, того, как инструменты «русского Страдивари» Лемана, пробудившись от долголетнего сна, наполняли чарующими звуками Белый зал Шереметевского дворца. Особенно поразительно звучали обладающие большой напряжённостью звука и полностью соответствующие данным им именам, небольшая скрипка «Соловушко» и увеличенных размеров виолончель «Гроза». Это было долгожданное торжество русской скрипки и виолончели. Знаменитые итальянские инструменты тихо завидовали рядом с другими экспонатами музея. Сцену украшали портрет А. И. Лемана работы И. Е. Репина 1888 г. и букет сирени из Стрельны. Перед Концертом игумен Феофан отслужил молебен «Вечная память Анатолию Леману». Комментировали концерт хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев и артист ансамбля Георгий Левинов. А Глава муниципалитета Стрельны В. Н. Беленков, под впечатлением услышанного, выразил желание организовать под художественным руководством Георгия Левинова в Большом Стрельнинском дворце ежегодные Фестивали имени Анатолия Ивановича Лемана, который последние 13 лет жизни провёл в Стрельне, творя свои чудесные скрипки. 27 мая 2018 г. Стрельна, Пристанская, 12 https://vk.com/@vestystrelnu-vpervye-v-muzee-muzyki

Denis: Видеозапись вечера памяти Лемана и концерта 23 мая 2018 https://youtu.be/l7a3CbRgZSs

Denis: Вечер памяти А.И. Лемана 20 октября 2018 20 октября 2018 ЛЬВОВСКИЙ ДВОРЕЦ Георгий Левинов и Московский Ансамбль Камерной Музыки SONORE представляют ВЕЧЕР ПАМЯТИ – ПОСВЯЩЕНИЕ АНАТОЛИЮ ИВАНОВИЧУ ЛЕМАНУ, РУССКОМУ СТРАДИВАРИ Ансамбль камерной музыки SONORE Георгий Левинов – скрипка Артем Селиванов – фортепиано Дмитрий Берлизов – альт Александр Ермаков – виолончель Антонин Дворжак Фортепианный квартет D dur Op. 23 Также в программе: • Сообщения о скрипичной мастерской А. И. Лемана в Стрельне (1901–1913 гг.), о проведении в 1902 г. натурных «Стрельнинских опытов» по акустике скрипки (ОРИ, ДМШ-42, Г. Левинов). • Экспозиция фотографий, портретов и 15 книг о скрипках и виолончелях А. И. Лемана (ОРИ, архив музея МС). • На вечере памяти прозвучит скрипка работы Анатолия Лемана. Вечер Памяти Лемана проводят: Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга; Муниципалитет пос. Стрельны (Администрация, МУ, газета «Вести Стрельны»); Московский Ансамбль Камерной Музыки SONORE; СПб ГБОУ ДОД «Детская Музыкальная школа № 42»; СПб ГБПОУ «Петродворцовый колледж»; СПБ РОО «Общество Ревнителей истории» (ОРИ); Музей «Морская Стрельна». Начало в 19 часов



полная версия страницы