Форум » Публикации о музее » Раскопки и находки » Ответить

Раскопки и находки

Denis: Олег Вареник Таинственная находка Муниципальная Перспектива, 11.10.2002

Ответов - 7

Denis: Сергей Андреев Строители распили древнюю бутылку. Неизвестный напиток, пролежавший в тайнике 150 лет, был безжалостно уничтожен рабочими-белорусами Смена, 29.10.2003 Фото Михаила Богомаза При реконструкции старой бани на улице Кропоткина рабочие обнаружили в стене бутылку с таинственной жидкостью. И тут же сообразили на троих. Загадочная находка Здание бани в 1852 году построил академик архитектуры граф Сюзор. Финансировали строительство князья Белозерские. Оттого-то до 1927 года мыльное заведение носило их имя. При советской власти строение использовалось под овощной склад, а не так давно в нем решили оборудовать офис. Рабочие-белорусы рушили в здании стены и наткнулись на странный тайник. Бутылочка емкостью 360 миллилитров и жестяная кружечка высотой всего 5 сантиметров были замурованы в стене. Бутылочную пробку герметично запечатывал сургуч. Рассказывать начальству о находке строители не стали. Недолго думая, они протолкнули пробку внутрь и выпили содержимое бутылки. А антикварные предметы выбросили в мусорный бак. Про эту историю узнал бдительный прораб Сергей Рябых. Он извлек бутылку и чарку из мусора и вызвал рабочих. Те, оправдываясь, сообщили, что ничего особенного в бутылке, дескать, не было - жидкость как жидкость, без вкуса и запаха. Но пойди узнай теперь правду. Белорусы, получив деньги, отбыли на родину. А прораб Сергей Рябых передал реликвию, 150 лет пролежавшую в тайнике, своему другу Олегу Варенику, директору музея «Морская Стрельна», много лет собирающему кирпичи с клеймами разных заводов. Что же они выпили? На сегодняшний день существуют две версии о содержимом загадочной бутылки. Первая: строители старинной бани хотели выпить чего-нибудь горячительного, да их спугнул кто-то из начальства. Дабы не быть застигнутыми за пьянством графом Сюзором, они тут же избавились от улики - замуровали бутылку в стену, где она и долежала до наших дней. Вторая версия: бутылка предназначалась… домовому. - По представлениям наших предков, в банях обитал «дух бани», которого в народе называли Банником, - говорит Олег Вареник. - Жил он за печкой или под лавками и являлся то в виде необычного животного, то как маленький старичок с длинными волосами и бородой. Банника уважали. При выходе из бани духа всегда благодарили и оставляли немного воды, мыло и веник, чтобы помыться мог и он. А могли и бутылку воды оставить в подарок. После бани, как известно, и у людей, и у духов просыпается особая жажда. В ближайшее время все желающие смогут увидеть загадочную выпитую бутылку в музее «Морская Стрельна». http://www.smena.ru/news/2003/10/29/1251/

Denis: Олег Вареник Тайник для «хозяина бани» Санкт-Петербургские Ведомости, № 95, 27.05.2010 Фото Александра Дроздова Давно известно: едва ли не каждое старинное здание Петербурга хранит тайны. Поэтому неудивительно, что строителей, занимающихся ремонтом таких домов, ждут порой самые неожиданные находки. Бывшие Белозерские бани стали бизнес-центром.Недавно свои сюрпризы преподнесло здание бывших Белозерских бань на улице Кропоткина (бывшей Малой Белозерской), которое переоборудовали под бизнес-центр «Сенатор» после более чем десятилетнего использования в качестве склада. При ремонте одной из стен рабочие наткнулись на тайник. В небольшой нише находились закупоренная сургучом старинная бутылка темно-зеленого стекла и аккуратная кружка из оцинкованной жести. Нашедшие тайник рабочие, никому не сообщив об уникальной находке, не придумали ничего более разумного, как протолкнуть пробку в бутылку и попробовать ее содержимое, оказавшееся без вкуса и запаха. После чего они выбросили и бутылку, и кружку в мусорный бак. Через несколько дней прораб, прослышав о находке, перерыл еще не вывезенный, к счастью, строительный мусор, отыскал ее и передал автору этих строк... Что же удалось выяснить? Здание на улице Кропоткина, 1, построил академик архитектуры, товарищ председателя Русского общества народного здравия, граф П. Ю. Сюзор в 1882 году. Баня сооружалась на средства князей Белозерских, которые впоследствии передали этот своеобразный «оздоровительный центр» городу. Не случайно бани стали именоваться Белозерскими. По проектам Сюзора за 33 года построили 12 лучших общественных бань в столице России, которые он задумывал как культурно-оздоровительные комплексы с бассейнами, прачечными, столовыми и читальнями. Среди них – знаменитые Воронинские (за которые Сюзор получил золотую медаль Политехнической выставки в Вене), Мальцевские (рекламировались как «лучшие в Европе»), Пушкарские, Бассейные, Василеостровские, Вульфовские, бани Петровых, Казачьи и другие. При строительстве бань учитывались определенные требования: толщина стен должна быть в 2,5 кирпича, высота потолков – не менее пяти аршин (3,6 м), рамы двойные, стекла непрозрачные. Пол делали асфальтовый (нескользкий), стены обивали «на два аршина от полу корабельной обшивкой, выкрашенной белой краской», бассейны имели в глубину пять аршин, а мыльню украшали мраморные ванны. В банях предусматривали специальную вентиляцию («наружный воздух впускался согретым»). Каменки были изразцовые. Для топки котлов использовался бездымный кардифский уголь. Полки в парилках были из липы, которая «при необыкновенной мягкости не имеет свойства обременять обоняние тяжелым запахом дерева». Шайки специально заказывались кустарям Новгородской губернии, а прочая вся посуда была медная. Чтобы стены бани не впитывали влагу под воздействием разницы температур наружного воздуха и банного, использовался особого качества кирпич. Среди именных клейм на кирпичах Белозерской бани встречались «Богданович», «Львов», «А. Федоров», «Баушев», «Укке и Ко», «К.М.С.», «М.П.Т.» и другие. Кроме них оказались две разные по начертанию надписи «Шорохов». А как известно, Белозерские бани именовались также Шороховскими – в память об их владельце П. И. Шорохове. Впрочем, вернемся к тайнику. Остается загадкой, что было в бутылке и кому предназначали этот клад строители бани полтора века назад. Возможно, это было угощение для «хозяина бани». Ведь, по представлениям наших предков, в банях обитал особый дух, которого называли Банником. По преданиям, он прятался обычно за печкой или под лавками и являлся в образе то необычного животного, то маленького старичка с длинными волосами и бородой, с длинными ногтями на руках и ногах. Банника уважали, но встречи с ним боялись. А при выходе из бани благодарили его и оставляли немного воды, мыло и веник, чтобы и он мог помыться. Никто не отваживался пойти в баню около полуночи: именно в это время Банники были полновластными хозяевами бани – парились и мылись. А после бани, как известно, хочется выпить чего-нибудь вкусненького. Вот предусмотрительные строители и приготовили подарок «хозяину бани»... http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10266745@SV_Articles

Denis: Олег Вареник Найденное прошлое Стрельны КонтрасТы, 19.04.2013 Фото автора Музейное дело не прибыльно, а весьма затратно, но зато увлекательно, интересно и востребовано. У всех экспонатов – своя необыкновенная история. Они то неожиданно появляются, то таинственно исчезают. Об одном таком бесследно исчезнувшем из музея «Морская Стрельна», самом большом и тяжелом (длинной 25 метров и весом в полтонны) экспонате, «КонтрасТЫ!» сообщали в прошлом году. Полиция до настоящего времени не смогла установить, куда он делся. При инвентаризации, после взлома замков музея, было обнаружена пропажа еще 38 музейных предметов. Но как бы в утешение, в том же прошлом году от стрельнинцев в музей поступило 399 новых экспонатов. О некоторых из них, например, о кирпичах c клеймами «ЗКЗ», в нашей газете был опубликован материал «Стоял здесь дом…». В наступившем году в музей продолжают поступать интересные экспонаты. Вот история одного из них. Музей «Морская Стрельна» является, как раньше говорили, «народным музеем», теперь его именуют «волонтерским». Основан музей 15 февраля 1996 года на основании распоряжения Главы администрации Петродворцового района № 204. В течение семнадцати лет все делается на общественных началах. Для подготовки новой экспозиции по истории Стрельны необходимо разработать и изучить тему, подобрать нужные экспонаты, собрать архивные документы, оформить стенды. На все нужны деньги. Наиболее затратная часть расходов – оплата услуг по изготовлению копий архивных документов. В прошлом году на изготовление копий архивных документов по стрельнинскому «Циклодрому» 3000 рублей пожертвовал музею стрельнинский депутат С.В. Крюков. В январе этого года депутат В.Н. Беленков пожертвовал 6000 рублей на изготовление 18 копий документов из архивного Дела Канцелярии Губернатора СПб за 1876 г. по поиску сбежавшего с тюремного отделения Военного госпиталя Князя П.А.КрАпоткина (я не ошибся – оказалось, что в советское время было принято писать фамилию «революционера» через «О», хотя во всех официальных, дореволюционных документах фамилия «Князя П.А. КрАпоткина», писалась через «А». Эти музейные находки уже породили многочисленные отклики). Скоро документы будут готовы, необходимо готовить экспозицию «Князь П.А.КрАпоткин в Стрельне», нужны рамочки. Но на это деньги уже неудобно просить. Обычно рамки делаем сами, или кто-нибудь помогает. Так случилось и на этот раз. В начале февраля, идя в музей мимо мусорки по Стрельнинской улице, что напротив библиотеки, увидели выброшенные четыре старых репродукции в хороших рамках. Решили, что Всевышний услышал наши просьбы. Находки забрали и принесли в музей. Когда их отмыли и обтерли, то обнаружили, что это полиграфические копии работ художников: Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Шишкина «Сосновый бор» и «Рожь», а вот четвертая, большая по размеру 70х50 см, оказалась не репродукцией, а настоящей картиной с очень знакомым пейзажем. При внимательном рассмотрении в правом углу обнаружили авторскую надпись: «Шулепина Г.И. 1970». Нам, как отроку Варфоломею при виде старца, пришло просветление – стало ясно, что эту картину написала стрельнинская художница, Почетный член Общества ревнителей истории Стрельны Галина Ивановна Шулепина, которая живет в доме №12 на улице Гоголя. А на картине – вид из ее окна на долину речки Ижорка, где когда-то было футбольное поле и сушилось белье. Вдали видна улица Львовская с дачными довоенными домами и садами. Еще дальше – 55-й МОЗ с краном, и даже Львовский дворец. Автор дала своей работе название «В Стрельне». Теперь, сорок три года спустя, чтобы узнать написанное место, пришлось дать картине пояснение: «Вид на Львовскую из окна дома №12 по улице Гоголя в Стрельне». Эта находка удивительна и ценна тем, что является подлинным историческим художественным изображением утраченного живописного вида Стрельны (вернее, финского поселения Ижорка). И является полным контрастом современного вида этого уголка Стрельны. Нынче из окон домов по улице Гоголя не видно зеленых далей, на их месте вырос «стрельнинский Манхеттен». Здесь теперь бушуют страсти новых жильцов высотных многоквартирных домов из-за «уплотнительной» застройки… Примечательно, что в этом году Галине Ивановне Шулепиной исполняется 80 лет! Дорогая Галина Ивановна, поздравляем Вас с юбилеем, и сообщаем, что Ваша картина, найдена, отмыта, поставлена на учет и будет храниться в музее «Морская Стрельна». Жителям этого перенаселенного уголка Стрельны она будет необыкновенно интересна, как и всем почитателям старины. В музее большим вниманием уже пользуются две картины Галины Ивановны Шулепиной – «Портрет А.С.Пушкина» из экспозиции «Пушкин в Стрельне» и портрет Елены Григорьевны Николаевой (Михайловой), прообраза картины Б.М.Кустодиева «Русская Венера» в экспозиции «Русская Венера из Стрельны». http://www.kontrust.me/2013/04/22/материалы-3-й-полосы-4/


Denis: Олег Вареник Необычный экспонат Вести Стрельны, 25.07.2013 http://www.mo-strelna.ru/_upload/_catalog/vesti2013_14/vs_14.pdf

Denis: Олег Вареник Харьковское товарищество барона Бергенгейма Санкт-Петербургские Ведомости, 15.06.2018 Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Обратная сторона плитки завода Бергенгейма, со штампом ru.wikipedia.org На одном из кладбищ в Стрельне я заглянул в руины старинной часовни-усыпальницы, которая еще лет пять назад была цела. Под мусором виднелся фрагмент пола, выложенный керамическими плитками желтого и красного цветов. Одна из них была перевернута, и на ней значилась загадочная надпись, выполненная художественным шрифтом в старой орфографии: «Бергенгейм. Харьков». Посередине - клеймо: большая буква «Х», вокруг которой размещены буквы «ТБЭБ». Чтобы разгадать тайну, пришлось порыться в литературе. Труднопроизносимое для русского языка слово «Бергенгейм» оказалось фамилией финна шведского происхождения. Эдуард Эдуардович Бергенгейм был сыном архиепископа города Або (ныне Турку). Но причем здесь Харьков?.. Когда Бергенгейм-младший подрос, то не пошел по стопам отца, а захотел стать военным. В 1863 году окончил с отличием Финляндский кадетский корпус в Фридрихсгаме (Хамина), затем - Николаевскую инженерную академию в Петербурге, после чего был направлен на строительство Курско-Харьково-Азовской железной дороги. После каменисто-болотистой южной части Финляндии, где он родился и вырос, Бергенгейм был поражен пропадавшими без дела залежами глины в южной части России. Местные умельцы делали из нее только макитры и глечики (глиняную посуду) да детские свистульки. Предприимчивому молодому инженеру хватило шести лет, чтобы организовать в Харькове завод по производству терракотовых и глиняных изделий. До этого на юге Российской империи таких предприятий не было. Глину привозили из Донецкого бассейна. За свои труды на благо России Бергенгейм в 1879 году получил титул барона Великого княжества Финляндского. Примечательно, что Эдуард Бергенгейм приходился дядей обедневшему барону Густаву Маннергейму, который дважды в 1886 - 1887 годах приезжал к нему в Харьков. Маннергейму, желающему поступить в петербургское военное училище, необходимо было освоить русский язык. И дядя помог Густаву, нанял наставником кавалерийского капитана Сухина (за 75 рублей в 1886 году и за 350 рублей в 1887-м), который обучал будущего маршала и президента Финляндии русскому языку и верховой езде в Чугуевском военном лагере. Там юный Маннергейм постиг и практику военного дела, принимая участие в кавалерийских маневрах... Чтобы продвигать керамическое производство в Харькове, Бергенгейм в 1887 году стал депутатом (гласным) местной городской думы. В 1891 году его завод был реорганизован в «Товарищество для производства огнеупорного кирпича, кирпичных плит для тротуаров, гончарных, терракотовых и других изделий». С этого времени на изделия ставилось клеймо качества «ХТБЭБ», что означало «Харьковское товарищество барона Эдуарда Бергенгейма». С 1892 года на заводе было налажено изготовление керамических плиток для полов: тогдашний прейскурант насчитывал 32 цветных образца. Производство доходило до нескольких миллионов штук в год. Бергенгеймовскими плитками были выложены полы не только в богатых домах и храмах Харькова, но и в царском дворце в Ливадии, «доме с химерами» в Киеве, вокзалах в Москве и в других представительных зданиях Российской империи. По мнению специалистов, и в Петербурге более половины построенных в начале ХХ века зданий устланы «баронской» плиткой из Харькова. И сегодня встретить ее можно повсюду. Много лет я хожу в Российскую национальную библиотеку, но практически никогда не обращал внимание на пол, что у меня под ногами. А совсем недавно глянул и - обомлел: парадный вход в Публичку и многие другие помещения «вымощены» той самой плиткой... Что же касается Бергенгейма, то он скончался в 1893 году на пятидесятом году жизни и был похоронен в Харькове. Его отлаженное производство продолжало действовать до революции. И в советское время Харьковский керамический завод продолжал претворять в жизнь идеи финляндского барона, но, конечно же, без упоминания о нем. Материал был опубликован в газете под № 105 (6214) от 15.06.2018 под заголовком «Привет от Бергенгейма». https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/kharkovskoe_tovarishchestvo_barona_bergengeyma/

Denis: Олег Вареник Fortitudine et Constantia: неожиданная находка на улицах Петербурга Санкт-Петербургские Ведомости, 27.07.2018 Клады бывают не только из золотых монет. Они могут содержать совсем не драгоценные вещи, которые, однако, открывают тайны забытого прошлого... Несколько лет назад, убирая мусор возле дома № 12 по Пристанской улице в Стрельне, где живу, я зацепил граблями торчавшие из земли небольшие металлические предметы. Найденный в земле герб графа Алексея Федоровича Орлова с утраченной могилы его дочери Анны Фото автора Когда находки были очищены от грязи и ржавчины, на них проявились очертания гербов. На каждом - один и тот же рисунок. Щит герба разделен на четыре части. В первой изображен двуглавый орел, во второй и третьей - львы, раздирающие гидру. В четвертой - выходящая из облака рука с мечом. Посредине герба наложен небольшой щит с изображением орла, под ним лента с надписью: Fortitudine et Constantia. Оказалось, что это герб графа Алексея Федоровича Орлова, который был пожалован ему, в ту пору командиру лейб-гвардии Конного полка, за то, что он принял активное участие в подавлении декабрьского восстания 1825 года. Спустя десять дней после событий на Сенатской генерал-адъютант Орлов был «всемилостиво пожалован с потомством Графским Российской Империи достоинством», а спустя четыре месяца, 13 апреля 1826 года, император утвердил герб. Нашлось и объяснение геральдических фигур, изображенных на нем. Лев, раздирающий гидру, должен был «напомнить участие генерала Орлова в потушении бунта и воинского мятежа 14-го декабря 1825 г.». Рука с мечом означает «карающею десницу Божью». Изображение орла на центральном щите говорит о фамилии обладателя. Двуглавый орел - символ государства, которому служил генерал. Девиз в переводе с латыни подтверждает верность Отечеству: «Смелость и надежность». В 1856 году граф А. Ф. Орлов был возведен Александром II в княжеское достоинство. И получил, соответственно, княжеский герб, имевший отличия от графского. Значит, найденные артефакты датировались временным отрезком между 1826 и 1856 годами. Кстати, такими же гербами была украшена и привратная часовня Святого Алексия, человека Божия, возведенная в модном тогда готическом стиле в стрельнинской усадьбе Орлова. Просуществовали они до Октябрьской революции. После одного из первых декретов большевиков, от 24 ноября 1917 года, «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» владельческие гербы со всех зданий были содраны. И с тех пор на фасадах привратной часовни остались только «голые» щиты без опознавательных геральдических знаков владельца усадьбы. В документах часовня превратилась в «Дом привратника (сторожку)». А самого владельца предали забвению, вспоминая о нем не иначе как о «царском сатрапе», умалчивая о его многочисленных подвигах на благо Отечества. Но как же четыре герба графа Орлова попали к дому на Пристанской? Оказалось, что после войны в нем жила Евдокия Филиппова, смотритель расположенного в трехстах метрах старинного Успенского Стрельнинского кладбища. Именно оттуда она и принесла графские гербы, исполненные в технике художественно-чугунного литья, и, спасая их от сдачи в металлолом, закопала рядом с домом. Возник следующий вопрос. На чьей могиле находились эти гербы? Пришлось порыться в истории семьи Орловых. 14 мая 1826 года 39-летний генерал женился на 19-летней красавице Ольге Жеребчевской. Посаженным отцом жениха был сам император. 27 апреля 1827 года у них родился сын, названный в честь благодетеля императора Николаем. Через год и семь месяцев родилась дочь Анна, но прожила она недолго - всего полтора месяца. Больше детей у четы графов Орловых не было. Сын Николай умер в княжеском достоинстве в 1885 году, был похоронен во Франции в Фонтенбло. Выходит, что Анна Алексеевна - единственный ребенок Орловых, рожденный и умерший в графском достоинстве. В 1829 году она была похоронена на Стрельнинском кладбище. На ее могиле был установлен памятник (он не сохранился), украшенный гербами Орлова, как и усадебная привратная часовня. Однако почему чета графов Орловых избрала для своей дочери деревенское кладбище, а не престижное, столичное? Тем более что свою усадьбу в Стрельне Орловы построили позже, только в середине 1830-х годов. Возможно, потому, что со Стрельной была связана романтическая молодость бравого конногвардейца. Летом Конный полк располагался в Стрельне, а в 1813 году Орлов был назначен адъютантом ее владельца - цесаревича Константина Павловича. По всей вероятности, в Стрельне произошла и его встреча с будущей женой... Примечательно, что внуки А. Ф. Орлова князья Владимир и Алексей Николаевичи Орловы, почитая Стрельнинское кладбище, совершали крупные пожертвования на строительство Успенского храма. Документы об этом сохранились в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Материал был опубликован в газете под № 135 (6244) от 27.07.2018 под заголовком «Графские гербы». https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/grafskie_gerby/

Denis: Олег Вареник Гвоздь Москвина Музей «Морская Стрельна» пополнился раритетным экспонатом Санкт-Петербургские Ведомости, 13.09.2019 Недавно на страницах «Наследия» мне довелось рассказывать о том, как после войны были восстановлены мост и водоспуск Портового канала в Стрельне («Дворцовые камни» от 26 апреля и «Новое направление Стрелки» от 21 июня). На публикации откликнулись сыновья тогдашнего прораба Петродворцового дорожно-эксплуатационного участка Олег и Владимир Москвины. Деревянный мост через Портовый канал в Стрельне, 1950 г. Кроме всего прочего братья поведали любопытную деталь: когда летом 1950 года они вместе с отцом жили в прорабской на стройке в Стрельне, отец устроил им гамак. А укрепил его на железных костылях, которые вбил в два стоявших рядом дерева. Прошло 69 лет, и сыновья прораба Москвина с удивлением и радостью обнаружили на одном из деревьев у моста через Портовый канал ту самую шляпку костыля. А вот откуда их отец взял эти костыли? Сначала мы предположили, что из полотна бывшей Ораниенбаумской электрической железной дороги - знаменитой ОРАНЭЛы, сооруженной в начале ХХ века. От нее до наших дней, кроме трех бетонных мостов за Петергофом и двух подстанций в Автове и Стрельне, ничего не сохранилось. А тут такой раритет - подлинный костыль, которому более ста лет, да еще первой в России электрической железной дороги!.. До Великой Отечественной войны кольцо ОРАНЭЛы было у Львовского дворца в Стрельне. Дорогу должны были протянуть до Ораниенбаума, но ее устроители не смогли согласовать движение электропоезда через императорский Петергоф. И пока не были получены все разрешения, князь Александр Дмитриевич Львов разрешил устроить на своем участке земли в Стрельне временное разворотное кольцо. Начавшаяся война, революция так и не дали воплотить проект до конца. Александр Блок в 1919 году приезжал в Стрельну именно по ОРАНЭЛе - до Львовского дворца. И бывшие беспризорники республики ШКИД также оставили об этой дороге свои воспоминания, прибывая в Стрельну в летние лагеря... После Великой Отечественной войны разворотное кольцо трамвая опять-таки временно перенесли ближе к Ленинграду - за речку Кикенку, туда, где оно находится и поныне. Существовало опасение, что новый деревянный мост через Портовый канал, построенный вместо каменного, не выдержит трамвайного движения. И чтобы не рисковать, дорогу укоротили на полтора километра... Что же касается нашей истории, то она получила совсем неожиданное продолжение. Когда после долгих усилий удалось извлечь металлический предмет из дерева, разросшегося в два обхвата, оказалось, что это вовсе не костыль от ОРАНЭЛы, а металлический нагель (гвоздь) от того самого деревянного моста, построенного в 1950 году через Портовый канал. Его давно уже заменили железобетонным, так что этот нагель необыкновенной величины (27 см) тоже оказался раритетом. «Гвоздь Москвина» передан в коллекцию музея «Морская Стрельна» на Пристанской ул., 15. Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком «Гвоздь Москвина». https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/gvozd-moskvina-muzey-morskaya-strelna-popolnilsya-raritetnym-eksponatom/



полная версия страницы