Форум » Публикации о музее » Не ведаем, что творим » Ответить

Не ведаем, что творим

Denis: Сергей Алексеев Не ведаем, что творим С днём рождения, Портовая. Эх, Пристанская улица моя! Газета 2020, №4, 09.2009 В этом году Портовой улице в Стрельне исполняется 170 лет, а 15 июня 2010 года Пристанской исполнится 150 лет. Эти улицы тянутся к Финскому заливу по берегам старого шведского канала, вытекающего из Орловского пруда и речки Стрелки. Они хорошо знакомы всем жителям Стрельны, как дороги к морю. Хотелось бы по-хорошему отпраздновать эти исторические события, но праздник, к сожалению, может и не состоятся. Не принято у нас праздновать дни рождений, а зря. Был бы хороший повод повстречаться жителям и власти, поговорить о проблемах улиц. Например, о разбитой дороге, закрытом проходе к заливу, о разрушенной дамбе, по которой проходит Пристанская, уничтоженном музее «Морская Стрельна», о том, как не стало пляжа - его застроили, не стало улицы – она перекрыта заборами, не стало музея – он оказался под замком. Как говорилось, в одном из любимых советских фильмов: «И куда крестьянину податься!». Однако, Стрельна в этом не исключение. Подобная картина наблюдается и в Петергофе, где за проход к заливу с вас возьмут, аж 30 рублей, где Александрийский пляж превращён в болото – вывезен весь песок, а имеющиеся водоёмы находятся в удручающем состоянии. Ольгин пруд зарос камышом, Красный пруд, питающий фонтаны, обмелел и заилился, а канавка Нахимсона выглядит, как сточная канава. В Ломоносове, кроме пассажирского порта, к заливу также не подберёшься. Вот и выходит, что живём среди водоёмов, а отдыхать негде. Дошло до того, что при строительстве Кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга разрушили петровский канал, питающий фонтанную систему, приняв его по ошибке за обычный ручей. С другой стороны - дворцы, музеи, парки давно стали объектом пристального внимания коммерсантов. За последние годы активно строятся гостиницы, заправки, элитные коттеджи, развлекательные центры, рестораны, и это на общем фоне деградации туриндустрии, слабо развитой инфраструктуры, огромной нагрузки на экологию. Неимоверно возросло количество автомобильного транспорта, особенно грузового, которым не место в заповедных особо охраняемых парковых зонах. Складывается впечатление, что местные жители не вписались в эти коммерческие проекты, и их мнение никого не интересует. Что стоит уродливая постройка гостиничного комплекса в форме шести тюбетеек на берегу Ольгина пруда вблизи собора Петра и Павла! Вместо того, чтобы восстановить разрушенную часовню, рядом с храмом решили строить офисное здание туристического центра, уничтожая тем самым весь исторический облик Петергофа. И это уже превратилось в повседневную практику принятия решений со стороны местных властей. Вообще ситуация сложилась уникальная. На территории Петродворцового района действуют четыре самостоятельных структуры власти: президентская – в лице Управления делами (Дворец Конгрессов), исполнительная федеральная – в лице ГМЗ «Петергоф», региональная – в лице Правительства Петербурга, местная – муниципальные образования. При такой концентрации властей здесь должно всё цвести и развиваться бурными темпами, но действительность доказывает, что это далеко не так. Нашим гостем в обсуждении этих вопросов стал председатель Общества ревнителей истории Стрельны Олег Павлович Вареник. История, которую он нам поведал, поучительна и касается не только музея «Морская Стрельна». История здания музея «Морская Стрельна» (Стрельна, Пристанская улица, дом 25-а. лит. а) Здание музея находится на уникальном историческом морском моле петровского времени по Пристанской улице, где на протяжении трех веков вершилась история строительства морской резиденции России, происходило зарождение и становление любительского мореплавания и зимних видов парусного спорта, рыболовецкого промысла, спасательной службы на водах России. Многие замечательные люди побывали на морском моле в Стрельне. Исторические суда и императорские яхты швартовались к стрельнинской пристани. Много героических подвигов совершено здесь и во время Великой Отечественной войны 1941-1944 годов. Наглядно здесь рассказывать и о героических защитниках блокадного Ленинграда, который из окон музея виден как на ладони. Удобно проводить здесь практические занятия по безопасности на воде. При музее находится общественный спасательный пост ВОСВОДа. Кирпичное здание музея, возведено в 1958 году на фундаменте здания исторического Стрельнинского Парусного Клуба, построенного в 1908 году, которое было разрушено во время ночного боя 5 октября 1943 года советскими бойцами роты особого назначения, уничтожившими базировавшиеся здесь немецкий гарнизон и четыре итало-фашистских торпедных катера MAS. На территории музея установлено два Памятных знака: Стрельнинскому морскому десанту октября 1941 года и водолазам-разведчикам роты особого назначения в память их героической операции 5 октября 1943 года. За десять лет в музее собраны многочисленные уникальные музейные предметы и музейные коллекции от металлических пуговиц и монет шведского и петровского времени до крупногабаритных предметов-фрагментов первых электрических столбов Стрельны с дачи М.Кшесинской и деревянных свай моста петровского времени, бытовых, строительных, яхтенных, корабельных, военных, рыболовных и других старинных вещей. Экспозиция развернута и на территории музея, где находятся крупногабаритные музейные предметы: части итальянского катера МАS, десять деревянных свай от первого моста Санкт-Петербурга через Портовый канал, два фрагмента первых электрических столбов и четыре бетонных фрагмента причала с дачи М.Кшесинской, корабельная якорная цепь, морские и рыбацкие якоря, части паравана минного тральщика, части немецкого самолета, корпус буера, спасательный бот, стенды по безопасности на воде и др. Музеем опубликованы: буклеты музея, карта-схема с достопримечательностями современной Стрельны и воссозданная карта Стрельны на 1500 год, двадцать брошюр о замечательных людях и событиях Стрельны, более 500 статей по истории Стрельны; около сотни видео-теле и киносюжетов о Стрельне. Подготовлены экспозиции и пешеходные экскурсии по 30-ти историческим темам Стрельны. Разработан СПб Государственным Архитектурно-Строительным университетом проект реконструкции здания музея, который в 2000 году одобрен Муниципальным Советом МО пос. Стрельна. За десять лет музей посетило более 50 тысяч человек не только из Петербурга, но и из многих городов России и зарубежных стран, которые оставили более трех тысяч восторженных впечатлений и пожеланий в пяти томах Книги отзывов. Божьем промыслом, силами общественности и Управления дедами Президента РФ здание музея дважды спасено от уничтожения: в 1968 г. (решение Исполкома Петродворцового райсовета трудящихся от 24.09.68) и в 2003 г. (решение Городской комиссии по распоряжению объектами недвижимости от 24.04.03). Краткий хронограф событий, происшедших в месторасположении здания музея «Морская Стрельна» 1715 г. - по повелению Петра Великого для подхода судов к строящейся морской резиденции в Стрельне был построен в море почти километровый морской мол и проложена от Приморской (Петергофской) дороги вдоль Портового канала Пристанская дорога. 1715-1724 гг.- Император Петр Великий любил приходить в Стрельну морем. Каждую навигацию, начиная с первомайских праздников, в Стрельну приходил Невский «потешный» флот. Со стрельнинской пристани уходили в строящуюся столицу барки, груженные кирпичом с 16 стрельнинских кирпичных заводов, из которого построены здания Двенадцати коллегий, Летнего Дворца, Полотняного завода и др. Великокняжеские владельцы Стрельны на протяжении трех веков продолжали морские традиции своего великого предка. Цесаревич Великий Князь Константин Павлович заведовал Придворной гребецкой яхтенной командой, был судовладельцем и командиром 22-метровой 12-пушечной яхты-брига «Нева» (1809-1838). Главные размерения: 22,0х5,5х2,2 м. Великий Князь Константин Николаевич, Генерал-Адмирал, возглавлял Морское министерство. Готовил с детства своих сыновей к службе на флоте. Приучая их к морю, построил на оконечности Стрельнинского морского мола купальни. Был судовладельцем и командиром паровой колесной яхты «Стрельна» (1857-1892). Главные размерения: 47,2х4,9х1,42 м; водоизмещение 159 т; мощность машины 70 л.с. Скорость хода 10 узлов. В 1831 г. на Охтинской верфи был построен люггер «Стрельна» (1831-1858). Вошел в состав Балтийской флотилии. Главные размерения: 24,4х6,3х2,8 м; 12 орудий. Ежегодно находился в практических плаваниях в Балтийском море. Принимал участие в Крымской войне 1853-1856 гг. В 1860 г. дорога, ведущая на морскую пристань, в связи с возникшими жилыми постройками получила статус улицы. Вскоре улица Пристанская стала одной из благоустроенных в Стрельне. В 1860-х г. - Великий Князь Константин Николаевич за счет собственных средств организовал из осташковских потомственных рыбаков на берегу Портового канала промысловую рыбацкую артель. В 1880-х годах в Стрельне организовался кружок любителей плавания под парусами. В 1893 году на оконечности Стрельнинского морского мола была построена на средства владельцев Стрельны спасательная станция с «маячным огнем». 1908 г. - посредине морского мола построено здание Стрельнинского Парусного клуба (СПК). 22 июня состоялось официальное открытие СПК. (В настоящее время на фундаменте СПК находится здание музея «Морская Стрельна»). 1919 г. - здание СПК принял в свое ведение Петроградский отдел наркомата просвещения, учредив в нем для детей Водно-спортивную станцию (ВСС). 1921 г. - ВСС была переквалифицирована в Стрельнинскую Морскую спортивную и Гидробиологическую станцию. Там обучали детей не только морскому делу, но и проводились практические занятия по биологии. 1941 г. 8 октября - в районе Стрельнинского мола был выброшен морской десант, который, героически сражаясь с преобладающими силами противника, весь погиб. В 55-ю годовщину высадки десанта у здания музея был установлен Памятный знак. 1941 - 1943 гг. в здании СПК размещался немецкий гарнизон. 1943 г. в ночь с 4 на 5 октября - бойцы Роты Особого Назначения (морской спецназ) уничтожили в гавани Стрельны четыре итальянских катера «MAS» и немецкий гарнизон, находившийся в здании бывшего СПК. Здание пострадало. В бою погибли три бойца РОН. В 1997 г. у музея установлен и освящен Памятный знак о подвиге бойцов РОН. 1958 г. - на фундаменте бывшего здания СПК построено по типовому проекту здание Спасательной станции №10. 1969 г. - предоставление ГП «Кировский завод» земельного участка (более 6 га в устье Портового канала в Стрельне) для строительства Водноспортивной базы (ВСБ) с «особыми условиями: 1. построить новое здание спасательной станции №10, взамен подлежащей сносу...». (Акт от 18 сент. 1969). 1970-1974 гг. - строительство ВСБ. Новое здание спасательной станции было построено в 100 метрах мористее старой. Проект не был согласован со спасателями. Здание было «летним», без достаточного отопления, туалета, водопровода, связи, не было места для хранения и ремонта плавсредств. По этим причинам спасатели в новое здание не переезжали, находясь в старом еще 15 лет (до 1989 г.). Пока длилась тяжба, спасатели сами утепляли новое здание, оборудовали водяным отоплением, подвалом, мастерской, эллингами. По причине невыполнения Кировским заводом возложенных обязательств Решением Исполкома Петродворцового районного совета депутатов трудящихся от 13 сентября 1968 г. (Протокол №138) старое здание СПС №10, подлежавшее сносу, было сохранено. 1989 г. - Решением Исполкома Петродворцового районного совета депутатов трудящихся от 16.02.1968 г. №125 здание «ранее занимаемое спасательной станцией №10» было передано «безвозмездно» по Акту от 14 марта 1989 г. с «баланса отдела коммунального хозяйства Петродворцового Исполкома на баланс Леноблгорсовета ОСВОДа РСФСР». 1996 г. 15 февраля - здание бывшей СПС, ул. Пристанская, д.25-а, с прилегающим земельным участком 532 кв.м. переданы в аренду СПб Обществу ревнителей истории Стрельны для организации выставки-музея спасательной службы Петродворцового района. 1996 г. 18 июня - Приказ председателя Ленинградского областного и городского Совета ОСВОДА РСФСР: «Учредить в Стрельне городской Совет ВОСВОДа и поручить ему работу по организации музея ВОСВОДа по оборудованию показательного стационарного спасательного поста ВОСВОДа в помещении бывшей Стрельнинской спасательной станции...». 1996 г. 18 августа, в праздник «День Стрельны» Главой Администрации Петродворцового района А.Лихачевым был торжественно открыт первый музей в Стрельне - музей «Морская Стрельна». 2000 г. 18 апреля - Муниципальным Советом МО «пос. Стрельна» на основании ст. 40 Закона РФ «Основы законодательства в РФ о культуре» выдано Свидетельство о регистрации организации культуры «Музей Морская Стрельна», располагающейся в доме 25-а по ул. Пристанской. 2000 г. 6 июня — Муниципальный Совет МО пос. Стрельна принимает Постановление №23: «На базе действующего общественного музея «Морская Стрельна» создать Муниципальный Историко-краеведческий музей. Ходатайствовать перед КУГИ СПб о передаче здания по улице Пристанской, дом 25-а, 73,9 кв.м. на баланс Муниципального Совета целевым назначением под Муниципальный Историко-краеведческий музей». Но КУГИ под разными предлогами отказывало. В одном из писем от 11.03.2001 г. № 4264-43 председатель КУГИ В.Л. Назаров сообщал, что: «В связи с Вашим обращением по вопросу передачи муниципальному Совету МО п. Стрельна здания по адресу: ул. Пристанская, д.25-А, сообщаю следующее. Указанное деревянное здание бывшей часовни площадью 80 кв. м. является зданием-памятником местного значения и относится к объектам религиозно-культового назначения... На основании изложенного удовлетворить Вашу просьбу о передаче строения по ул. Пристанской, 25-А муниципальному Совету МО п. Стрельна не представляется возможным...». 2001 г. 22 ноября - направлено письмо СПб Общества ревнителей истории Стрельны Главе Администрации Петродворцового района об участии как одного из учредителей «Историко-краеведческого музея поселка Стрельны». Получен ответ, что администрация района не может быть учредителем музея - для этого необходимо решение губернатора Санкт-Петербурга. 2003 г. - накануне 7-летия первого музея Стрельны здание музея спасено общественностью от уничтожения (решение КУГИ от 24.04.2003 г.: «разрешить ОАО Кировский завод произвести уничтожение... здания... путем его сноса за счет собственных средств...») и отремонтировано благодаря строителям Дворца Конгрессов. 2006 г. 15 мая - появившаяся частная охрана санатория «Стрельна» по устному распоряжению главного врача санатория Дроздова Н.И. прекратила доступ по улице Пристанской к зданию музея жителям Стрельны и сотрудникам музея. Многочисленные обращения к главврачу санатория, руководству охранного предприятия «Скат», в Муниципальный Совет МО п. Стрельна и администрацию Петродворцового района остались без ответа. 2006 г. 9 августа - переданы обращения о передаче в дар музейных предметов и музейных коллекций Общественного музея «Морская Стрельна» Санкт-Петербургскому Государственному учреждению «Краеведческий музей города Ломоносова» и в отдел культуры администрации Петродворцового района для организации Краеведческого музея поселка Стрельна. 2007 г. 29 ноября – Решение Петродворцового суда Санкт-Петербурга, дело № 2- 912/07: «… обязать ОАО «Кировский завод обеспечить свободный доступ граждан к акватории Финского залива через земельный участок, расположенный по адресу: СПб, пос. Стрельна, ул. Пристанская, д. 25, кадастровый номер …». Решение вступило в законную силу 21 февраля 2008 г. 2008 г. 10 ноября – ответ губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В. И. депутату Законодательного Собрания Зуйкову В. А., который подтверждает строительство пункта базирования катеров ФСО РФ на Пристанской улице, и что интересы жителей посёлка в части размещения зоны отдыха на побережье Финского залива будут учтены «Инвестиционной компанией «Фаворит» во время освоения территории от Пристанской - до улицы Крылова. Спасибо Олегу Павловичу за предоставленные материалы, и будем надеяться, что с такой богатой историей и традициями Стрельнинская земля давно заслужила право иметь свой краеведческий музей, основой которого могла бы стать «Морская Стрельна». Кроме того, редакция выражает признательность жительнице Стрельны Дудкиной Наталье за стихи о Пристанской улице, которые мы разместили в «Литературной страничке». Но, похоже, кроме общественности эти вопрос никого не интересует. Хотя есть отрадный факт - в этом году открылся краеведческий музей в Ломоносове, с чем мы их и поздравляем. Наш прогноз В будущем, скорее всего, Пристанская улица будет иметь особый статус. Здесь будут базироваться катера не только службы охраны РФ, но и элитные яхты «новых русских», что потребует кардинальной перестройки всей улицы и введение особого режима. Так что, дорогие стрельнинцы, выходит и эта полоска Финского залива безвозвратно будет потеряна для новых поколений. http://2020snn.ru/downloads/2020sos_n8.pdf

Ответов - 0



полная версия страницы