Форум » Кают-компания » Звучание и подделка музыкальных инструментов » Ответить

Звучание и подделка музыкальных инструментов

Denis: В подделке музыкальных инструментов нет ничего нового — знаменитые бренды подделывают уже много веков. Можно вспомнить, например, композитора Томазо Антонио Витали, жаловавшегося на пиратов еще в конце XVII века. Он купил в 1685 году за большие деньги скрипку знаменитого мастера Николо Амати. Однако вскоре выяснилось, что скрипка сделана менее известным мастером — Франческо Руджери. Скрипки Руджери стоили намного дешевле, не больше трех пистолей. Подделки XXI века отличают лишь современные технологии, которыми пользуются пираты. Подлинность в звучании контрафакту могут придавать, например, грибки. В 2009 году профессор Френсис Шварц из Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий попросил опытных скрипичных мастеров Мартина Шлезке и Михаэля Ронхаймера изготовить несколько скрипок из зараженной грибками Physisporinusvitreus и Xylarialongipes древесины. Эти грибки славятся тем, что разлагают главный материал для производства высококачественных скрипок — норвежские ели и платаны. На прочность древесины грибки влияют очень отрицательно, конечно, а вот на тональность, как выяснилось, положительно. Изготовленные из зараженной грибками древесины скрипки сравнивали по звучанию со скрипкой Страдивари, сделанной в 1711 году. 63% экспертов признали за творение Страдивари современный инструмент. Еще одна технология изменения тональности древесины для музыкальных инструментов заключается в нескольких циклах нагревания и охлаждения. За счет удаления летучих масел, соединений сахарозы и смол эта технология обработки древесины придает гитарам чистый звук, напоминающий звук инструмента, изготовленного сотни лет назад. К термической обработке прибегают не только пираты, но и такие известные производители гитар, как Yamaha, Collings, Taylor и Martin. Современные технологии крайне затрудняют для непрофессиональных покупателей задачу отличить по звучанию подделку от настоящего инструмента. Микроскопический ДНК-штрихкод меняет ситуацию в корне. https://www.kommersant.ru/doc/3793117

Ответов - 1

Denis: Эксперимент Как вы думаете, что произойдет, если какой-нибудь скрипач-виртуоз мирового уровня инкогнито сыграет на станции метро для прохожих в час пик, когда здесь скапливается в среднем более тысячи человек единовременно? Именно такой вопрос Джин Вайнгартен, корреспондент Washington Post, задал в интервью 2007 года Леонарду Слаткину, дирижеру Национального симфонического оркестра. Слаткин ответил: — Допустим, он останется неузнанным, и его по умолчанию примут за обыкновенного уличного музыканта. <...> И всё же, думаю, если он и правда хорошо играет, это должны заметить... но в общем я бы сказал, что из тысячи найдется человек тридцать пять или сорок, которые оценят качество исполнения. Человек семьдесят пять или сто, наверное, остановятся на какое-то время и послушают. — То есть толпа соберется? — спросил Вайнгартен. — Да, пожалуй. — И сколько он заработает? — Где-то полторы сотни долларов. — Спасибо, маэстро, — ответил Вайнгартен и продолжил: — В общем-то, это не праздный вопрос. Я говорю о реальном происшествии. — И как, я угадал? — с любопытством поинтересовался Слаткин. — Сейчас узнаете, — ответил журналист. — Ну а кто же этот музыкант? — Джошуа Белл. — Быть того не может!!! Это правда: в означенном эксперименте участвовал не кто иной, как американский скрипач Джошуа Белл. На протяжении его блистательной карьеры музыканта называли «вундеркиндом», «гением» и даже «богом», — и всё это, когда человек)* не было и сорока. В четыре года Белл натянул на ящик резиновые повязки, чтобы, дергая за них, извлекать звуки. В семнадцать он давал сольный концерт в Карнеги-холле, после чего играл в самых престижных оркестрах мира. Он завоевал огромное число наград, включая Mercury, Gramophone и Echo Klassik, а также «Грэмми» и «Оскар» — ну, «Оскар» он почти завоевал: Белл исполнял сольную партию для саундтрека к фильму «Красная скрипка», который получил премию «Оскар» за лучшую оригинальную музыку. А вот чего не доводилось пробовать Джошуа Беллу до того январского дня 2007 года, так это амплуа бродячего музыканта. Итак, холодным январским утром один из самых знаменитых скрипачей своего времени спускается в вестибюль станции «Ланфан-плаза» вашингтонского метро. Он ставит на пол футляр и достает скрипку, а точнее — скрипку работы великого Страдивари, изготовленную в 1713 году — в «золотой» период его творчества — и стоящую четыре миллиона долларов. Белл поднимает смычок, не какой-то там смычок, конечно, а смычок работы мастера Франсуа Тура конца XVIII века. И вот он стоит, этот по-мальчишески долговязый мужчина в бейсболке. Всего лишь три дня назад он выступал в переполненном концертном зале в Бостоне, и самый дешевый билет на концерт стоил сотню долларов. Он начинает с «Чаконы» из Партиты № 2 Иоганна Себастьяна Баха, классической скрипичной пьесы, о которой Иоганн Брамс писал: «Если бы я полагал, что мог сочинить или даже задумать это произведение, я уверен, что избыток волнения и переживания необычайной силы свели бы меня с ума». Итак, скрипач с мировым именем исполняет на своей скрипке Страдивари гениальную музыку. Что же дальше? Ах да, еще вот что: издатели Washington Post — которые и организовали этот хеппенинг — очень беспокоились о безопасности. Они ожидали бурной реакции толпы и даже хотели предупредить представителей Национальной гвардии, чтобы те были готовы при необходимости вмешаться в происходящее. Несмотря на опасения и уверенность в том, что здесь могут понадобиться слезоточивый газ, резиновые пули и так далее, они всё же приняли решение осуществить свой рискованный эксперимент. И вот Белл начинает играть... В течение первых трех минут мимо проходят шестьдесят три человека, и вот мужчина средних лет замедляет шаг, по-видимому замечая, что кто-то играет, — но не останавливается. Потом женщина бросает в футляр для скрипки доллар и уносится дальше. В следующие сорок три минуты семь человек постоят несколько секунд, а еще двадцать семь на бегу бросят деньги в футляр. И никто не начнет аплодировать. На расстоянии всего нескольких ярдов, около лотерейного киоска, постоянно выстраивается очередь, но никто даже не оборачивается на звуки музыки. Женщина, стоящая у палатки, где чистят обувь, тоже всего в нескольких футах, энергичного вида бразильянка, ругается, услышав шум, но не зовет полицию, как обычно поступает, когда видит бродячих артистов. Белл заканчивает игру, убирает инструмент и покидает вестибюль, едва ли привлекая чье-то внимание. Сколько он заработал? В общей сложности тридцать два доллара и семнадцать центов. Неплохо для уличного музыканта. Однако из этой суммы двадцать долларов он получил от своей самой щедрой слушательницы — Стаси Фурукава, которая узнала Белла и с совершенно растерянным видом бросила в футляр банкноту. Беллу понравился эксперимент, но был момент, вызвавший у него особенное замешательство: несколько секунд после того, как он завершил фрагмент, — никаких аплодисментов, ничего. Недолгое время Белл постоял с неловким видом, но в конце концов продолжил. «Это было странное чувство, — позже вспоминал он. — Люди, они... просто не замечали меня. Во время концертов, например, меня расстраивает, если кто-то кашляет или у кого-то начинает звонить мобильник». Итак, один из лучших скрипачей мира играет одно из величайших произведений всех времен на скрипке Страдивари, но почти ничего не происходит. Организаторы были уверены, что люди распознают его подлинное мастерство и начнут останавливаться, ведь гений говорит сам за себя. Они ошибались. Прекрасные качества не говорят сами за себя: на самом деле вы можете быть лучшим из лучших, но никто и не заметит. Возможно, что некоторые даже сочтут вас неудачником. Свои таланты надо демонстрировать. Нэшер Джек. – Убедили! Как заявить о своей компетентности и расположить к себе окружающих. – М., Олимп-Бизнес, 2019. С. 8–11.



полная версия страницы