Форум » Исторические и краеведческие публикации » Бутовые камни Морской пристани » Ответить

Бутовые камни Морской пристани

Denis: Олег Вареник Как гибель Морской Пристани в Стрельне послужила благоустройству дорог сто лет тому назад Вести Стрельны, № 11, 15.06.2012

Ответов - 1

Denis: Олег Вареник Новая жизнь бутовых камней Санкт-Петербургские Ведомости, № 128, 13.07.2012 Наводнения – с давних пор самые грозные стихийные бедствия нашего края. Страдала от них и Пристанская улица. В отличие от ее «незапамятных времен» Стрельны, когда избы строились на возвышенностях, дома на Пристанской появились всего полтора века лет тому назад. Константин Четвертак откапывает бутовые камни на Пристанской улице у дома № 15 В ту пору эта дорога, ведущая на Стрельнинскую морскую пристань, возвышалась на 2,2 м от уровня моря, да и то благодаря подсыпке грунта, вынутого при создании в 1715 году Портового канала. Местность к западу от Пристанской улицы, где располагаются жилые постройки, сараи и огороды, возвышалась всего на 1 – 2 метра и даже при небольших наводнения и весенних паводках подвергалась затоплению. Катастрофическое наводнение 1824 года, когда уровень бушующей стихии поднялся на 4,21 м, разрушило только рыбацкие постройки (жилых домов тогда еще не было) и пристань. В 1858 году владелец Стрельны великий князь Константин Николаевич отстроил ее заново. Однако последующие наводнения, и особенно наиболее значительное, случившееся ночью 12 (25) ноября 1903 года, принесло еще большую беду жителям Пристанской улицы. Бушующее море под вой юго-западного ветра стало затапливать прибрежную долину еще с вечера. Пробушевав всю ночь, вода пошла на спад только в девять часов утра, достигнув отметки 2,7 м. Морская пристань со спасательной станцией, расположенные на оконечности Стрельнинской дамбы, были снесены разбушевавшейся стихией. Пароходное сообщение со Стрельной прервалось. Восстанавливать пристань было некому: устроитель морских дел великий князь Константин Николаевич умер еще в 1892 году, а его дети Константин и Дмитрий не любили море. У Стрельнинского дворцового правления не нашлось денег на восстановление морской пароходной пристани и спасательной станции. Спустя год руководству дворцового правления пришла мысль, что «дармовым» бутовым камнем, находящимся в изобилии в ряжах морской пристани, можно воспользоваться для благоустройства дорог Стрельны. Пристань была устроена поперек оконечности дамбы и покоилась на фундаменте, состоящем из четырех ряжевых срубов 8,5 х 8,5 м, заложенных бутовым камнем на высоту 2,1 м. Не пропадать же «казенному» добру в этом враждебном море, когда нечем мостить дороги в Стрельне! Чтобы вынуть камни из ряжей, необходимо было соорудить подъемный кран. Придворная кузница взялась «за изготовление крана для выемки камня», который обошелся в 34 рубля. Начался процесс, обратный строительству морских укреплений. Дамба, как и петровские форты Кронштадтской крепости, строилась зимой. На льду собирался сруб, наполнялся бутовыми камнями, «утапливался» и служил основанием морского сооружения. В зиму 1905 года рабочие дворцового правления достали из ряжей и перевезли на своих лошадях на берег реки Стрелки на Портовую улицу 24 3/8 куб. саж. камня. Всего за лето 1905-го и зиму 1906 года из моря достали более 4000 тонн камня. На это было потрачено 341 руб. 65 коп. Так за два года разобрали Морскую пароходную пристань в Стрельне, которую за полвека до того обустраивал великий князь Константин Николаевич, потратив на это 12 972 рубля. Из поднятого камня в 1905 году отремонтировали много общественных шоссейных дорог в Стрельне, в том числе и Пристанскую улицу. На август 1906 года на берегу реки Стрелки оставалось неиспользованного камня еще 18 5/8 куб. саж. На этом и заканчивается архивное дело «Стрельнинского Дворцового правления. Отчет о камне вынутом в течении лета и зимы 1905 года и зимы 1906 г. из ряжей упраздненной Морской пристани», которое выявил член Общества ревнителей истории Стрельны Константин Четвертак – потомственный житель Пристанской улицы. Оказалось, что за сто лет ни один из исследователей к этому делу не обращался. Теперь стало ясно, как и когда погибла морская пристань в Стрельне со спасательной станцией и как благоустраивалась местность более века тому назад. Спустя сто лет, в 2003 году, «пароходную пристань» перенесли к пресс-центру на Портовую улицу, а при новых ремонтных работах старые булыжные дороги закатали в асфальт. Почетный житель Стрельны Асхат Зиганшин, проработавший последние пять лет на базе Морской академии им. Макарова в доме № 15 по Пристанской улице, стал свидетелем, как эти камни «проросли» напротив дома вахты. Когда в прошлом году ремонтировали Пристанскую улицу, то сравняли возвышенность у бывшего моста через Портовый канал. За обочиной дороги на образовавшемся срезе под старым асфальтом и показались эти бутовые камни. Ревнители истории в мае нынешнего года откопали их и передали на хранение в музей «Морская Стрельна». http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10289909@SV_Articles



полная версия страницы