Форум » Исторические и краеведческие публикации » Кирпичные заводы в Стрельне и коллекция кирпичей » Ответить

Кирпичные заводы в Стрельне и коллекция кирпичей

Denis: Сергей Андреев Время собирать кирпичи. Одни строят из них дачи, а Олег Вареник просто коллекционирует Смена, 4.06.2004 Сейчас в коллекции жителя Стрельны Олега Вареника больше тысячи кирпичей. Все они выставлены в небольшом музее «Морская Стрельна», расположенном неподалеку от Константиновского дворца. А начиналась коллекция 20 лет назад с 15 старинных кирпичей, добытых в буквальном смысле со дна морского. - На Яхте ездил на форты и увидел в воде красные кирпичи с хорошими клеймами, - вспоминает Олег. - За время отлива выбрал их штук 15. Они долго хранились у моей яхты, а когда появился музей, я перенес их сюда. О находках узнали друзья, и люди стали нести мне самые разные экспонаты с клеймами. История в кирпичах Тогда же Олега заинтересовала история. А точнее - история строительных материалов, которыми пользовались питерские зодчие. Началось все с Константиновского дворца. До сих пор ходят слухи, что для него Петр I специально закупил кирпич в Голландии. Он отличался особой прочностью и именно поэтому дворец, горевший несколько раз, выстоял. - Это вранье, - возмущается Олег Вареник. - Я нашел документы и воспоминания соратников нашего первого императора. Все говорили, что для строительства новой столицы и Большого Стрельнинского дворца Петр открыл в Стрельне 16 кирпичных заводов. Они возводились постепенно и именно из произведенных там кирпичей было построено главное здание города - 12 коллегий. Для огромного здания каждый кирпич делался в Стрельне и отправлялся на барже на стройку. Точно так же появились и Летний дворец и Монплезир. Позже эти 16 заводов выпускали 46 процентов кирпичей России. За производством Петр установил строгий надзор. Каждый кирпич обжигали по 7 раз и сбрасывали с высоты. Если трескался хотя бы один, в брак отправлялась вся партия. Так что университет построен из наших кирпичей. Давно хочу пойти к ректору и предложить табличку про это повесить. Клеймо против брака При жизни Петра сохранялась государственная монополия на производство кирпичей. Потом его передали в частные руки. Тут-то и начался беспорядок. В том смысле, что качество строительного материала так снизилось, что здания, построенные из него, стали рушиться. Тогда-то и появились кирпичные клейма. - Это было фирменным знаком, брэндом, как говорят теперь. Раньше, до революции, существовали даже каталоги, по которым любой желающий мог определить, где именно произведен кирпич, из которого построен его дом. Клеймо являлось рекламой и знаком высокого качества производства. «Рыбные» места Со временем у Олега Вареника появилась даже своя система поиска антикварных кирпичей. - Особенно хорошо охотиться за кирпичами было в прошлом году, - вспоминает коллекционер. - Постоянно и повсюду копали. То и дело из-под земли появлялись старые кладки. В каждой можно было найти особенные кирпичи с уникальными клеймами. Я серьезно пополнил свою коллекцию. Брал по 2 - 3 кирпича. Больше просто не донесешь. Хорошие кирпичи нашлись на даче Кшесинской. А уникальный кирпич с якорем он обнаружил на улице Шкапина, там, где рухнул дом. Дома в тех местах строило какое-то морское ведомство около ста лет назад. Кирпичей, подобных этой находке, Вареник не видел никогда. Модный промысел Впрочем, не только коллекционеров привлекают старинные строительные материалы. Высшим шиком среди новых русских считается, к примеру, выложить из кирпичей 250-летней давности камин. Сидеть у него особенно приятно, если найти клеймо со своей или хотя бы похожей на нее фамилией. За рушащимися старыми зданиями сейчас идет самая настоящая охота. Есть и такие, кто пошел дальше и пытается строить коттеджи целиком из древних камней. - Они ведут себя как самые настоящие вандалы, - сокрушается коллекционер. - Зачем же из старинных кирпичей строить! Да, они лучше нынешних, но ведь это же история! Хотя началось это еще в советские годы. Стрельнинскую судоверфь, к примеру, построили из кирпичей разрушенной при бомбежках дачи графа Орлова. http://www.smena.ru/news/2004/06/04/2824/

Ответов - 3

Denis: Ольга Тимофеева Прогулка с кирпичом Невское Время, 11.06.2004 Эта прогулка мне запомнится на всю жизнь - 4 километра с кирпичом в мешке. "Зачем?" - спросите вы. Просто хотелось сделать подарок человеку, который вот уже 20 лет коллекционирует кирпичи. Олег Вареник основал рядом с Константиновским дворцом небольшой музей на территории Стрельнинского яхтклуба. Сейчас в "Морской Стрельне" хранится больше тысячи кирпичей. Это необычное хобби пошло от увлечения историей Стрельны. Принято считать, что Большой Стрельнинский дворец, который еще называют Константиновским, был построен из голландского кирпича. Коллекционер развенчивает эту версию: "Я нашел документы о том, что для строительства столицы и Большого Стрельнинского дворца Петр I построил в Стрельне 16 кирпичных заводов". Именно из этих кирпичей было построено здание 12 коллегий. Для этого огромного здания, которое только по набережной тянется полкилометра, каждый кирпич делался в Стрельне и отправлялся на барже на стройку. На самом деле лучшего места для кирпичных заводов было не придумать. Стрельна всегда славилась чистой водой, прекрасной глиной и хорошей рабочей силой. Эти 16 кирпичных заводов выпускали 46 процентов кирпича России. За производством Петр I установил строгий надзор. Каждый из них обжигали по 7 раз. Потом все перешло в частные руки и начался брак. Тогда-то и появились кирпичные клейма. "Я специально сходил к зданию Университета и перемерил его ногами. Все оно построено из наших кирпичей. Об этом мало кто знает, а ведь это история", - вздыхает Вареник. Люди постоянно приносят Олегу кирпичи. Вот и я не удержалась и принесла из Знаменки новый экспонат с клеймом ЗКЗ. "Скорее всего, это Знаменский кирпичный завод", - со знанием дела расшифровывает аббревиатуру коллекционер. "У вас еще нет такого?" - с надеждой в голосе спрашиваю я. "Вроде нет", - отвечает Олег. Музейщик отодвигает столы, а там - залежи кирпичей! Рассматриваем клейма: ПМТ, СК, Шорохов, НМС, Баушев, Громов, Стрелин, ЗКЗ... Внутри что-то екнуло. "Значит, я несла кирпич зря", - не удержалась я. "Всего их у меня около тысячи, я уже и не упомню - что есть, а чего нет. Не расстраивайтесь, двойные я меняю. Самые дорогие кирпичи для меня те, которые принесены людьми специально, издалека", - утешает Олег. В таком количестве кирпичей можно, действительно, потеряться. Вообще "Морская Стрельна" напоминает скорее чердак, нежели музей. Здесь есть все: фотографии балерины, старые уличные вывески, морской гонг, бинокли, парусина... Прийти в музей можно в любое время. Ведь хозяин здесь днюет и ночует. Но вернемся к клеймам. Раньше, до революции, существовали даже каталоги, по которым любой желающий мог определить, где именно произведен кирпич. Клеймо являлось рекламой и знаком высокого качества производства. Сегодня таких справочников не сохранилось. Но чаще всего на кирпич просто нанесена фамилия владельца фабрики. Под конец Олег поведал о своей первой находке: "Я ездил на яхте на форты и увидел в воде красные кирпичи с хорошими клеймами. Потом во время отлива выбрал их штук 15 и привез в Стрельну. Они долго хранились у яхты на берегу, а когда появился музей, я перенес их сюда. Потом попалось еще несколько кирпичей. О находках узнали друзья и стали приносить мне самые разные экспонаты с клеймами. Вот и вы пришли не с пустыми руками". Олег Вареник: "Сегодня люди собирают старые кирпичи с клеймами и делают из них камины. Особым же шиком считается найти кирпич с твоей фамилией и установить его на самом видном месте. Некоторые даже дачи из таких кирпичей строят". http://nvspb.ru/stories/progulka_s_kirpichom

Denis: Олег Вареник Тайник в бане Сюзора Невское Время, 15.09.2004 Удивительной и редкой находкой пополнилась экспозиция музея "Морская Стрельна", посвященная кирпичному производству. Мало кому известно, что в петровское время в Стрельне при строительстве Большого Стрельнинского дворца было шестнадцать кирпичных заводов, которые производили 47 процентов кирпича в России. Из этих кирпичей был построен не только Большой Стрельнинский дворец, Летний дворец, другие сооружения в Петербурге, но и правительственное здание Двенадцати коллегий в столице (СПб Университет). Чтобы представить это колоссальное производство кирпича почти триста лет назад в Стрельне, достаточно подойти к почти полукилометровому зданию Санкт-Петербургского университета и воочию убедиться, сколько вынуто только одной глины в Стрельне и перевезено на барках морем изготовленного кирпича из порта Стрельны на Васильевский остров и в другие места стройки. За семь лет существования музея собрано более двух сотен кирпичей с различными именными клеймами, которыми стали украшать свою продукцию лет двести назад как своеобразным знаком качества. Есть кирпичи с кронштадтских фортов, с развалин Графской Славянки под Павловском, с недавно обрушившегося здания на улице Шкапина (там нашелся редкий кирпич с изображением адмиралтейского якоря) и других мест окрестностей Петербурга. Самые старые экземпляры в коллекции- кирпичи без клейм петровского времени от Большого Стрельнинского дворца, Екатерингофского дворца и др. Они немного меньшего размера, чем современные, но очень крепкие. Так как Большой Стрельнинский дворец сгорал несколько раз, оставались одни голые, но крепкие стены, что породило легенду, что якобы Петр построил в Стрельне дворец из голландского кирпича. В музей приносят кирпичи и местные жители, и известные собиратели кирпичей, как Юрий Океанов, у которого была коллекция, состоящая из 500 кирпичей, и многие другие почитатели старины. В настоящее время музей пополнился еще двумя десятками кирпичей отмеченных различными именными клеймами из бывшей старой бани, что на улице Кропоткина, которая более десяти лет использовалась под склад овощей, а теперь переоборудуется под офис. Прораб стройки Сергей Рябых, зная об уникальной коллекции кирпичей в музее "Морская Стрельна", собрал и передал в музей свои находки. Среди них оказалось содержимое тайника, обнаруженного рабочими при ремонте одной из стен бани. В небольшой нише размерами 11 х 12 х 25 см находилась закупоренная сургучом небольшая бутылка темно-зеленого стекла диаметром 7 см и высотой 24,5 см с жидкостью и аккуратная, из оцинкованной жести, кружечка диаметром и высотой 5 см, с элегантной впаянной ручкой. Нашедшие тайник рабочие, никому не сообщив об уникальной находке, ничего другого не придумав, протолкнули пробку в бутылку, попробовав (с их слов) безвкусную и без запаха жидкость, выбросили найденные бутылку и кружку в мусорный бак. Через несколько дней прораб Сергей Владимирович, прослышав о находке, перерыв, к счастью, еще не вывезенный строительный мусор, нашел и передал в музей удивительную находку. По исследованиям музея "Морская Стрельна" удалось установить, что здание на улице Кропоткина, дом 1, построено полтора века назад академиком архитектуры, товарищем председателя Русского общества народного здравия, графом П.Ю.Сюзором в 1852 году. Баня строилась на средства родственников супруги последнего владельца стрельнинской усадьбы князя Владимира Николаевича Орлова - князей Белозерских, которые впоследствии передали этот своеобразный "оздоровительный центр" городу. В память об этом подарке улица, на которой находилась эта баня, до июля 1927 года называлась Малой Белозерской. По проектам академика Сюзора, названного в одной из статей "активным сторонником бань", были построены за тридцать три года двенадцать лучших общественных бань в столице России, которые он задумывал как "крупные культурно-оздоровительные комплексы с бассейнами, прачечными, столовыми и читальнями". В 1852 году архитектор построил свои первые две бани: Козылева на Воронежской улице и Белозерские. Затем были построены знаменитые Воронинские (за которые Сюзор получил в 1872 году Золотую медаль Политехнической выставки в Вене), Мальцевские, "лучшие в Европе", Пушкарские, Бассейные, Василевоостровские, Вульфовские, бани Петровых, Казачьи, на Фонарном переулке и др. При строительстве бань учитывались определенные требования: толщина стен должна быть в 2,5 кирпича, высота потолков - не менее пяти аршин (3,6 м), рамы двойные, стекла непрозрачные. В благоустроенных банях пол был асфальтовый (нескользкий), стены "обиты на два аршина от полу корабельной обшивкой, выкрашенной белой краской", бассейны имели глубину в пять аршин, а мыльню украшали мраморные ванны. В банях была предусмотрена специальная вентиляция ("наружный воздух впускался согретым"). Каменки были изразцовые. Для топки котлов использовался бездымный кардиффский уголь. Полки в парилках были из липы, которая "при необыкновенной мягкости не имеет свойства обременять обоняние тяжелым запахом дерева". Шайки специально заказывались кустарям Новгородской губернии, а вся прочая посуда была медная. Чтобы стены бани не впитывали влагу под воздействием разницы температур наружного воздуха и банного, использовался особого качества кирпич. Среди именных клейм на кирпичах, привезенных из бывшей бани, имелись надписи: Богданович, Львов, А. Федоров, Баушев, Укке и Ко, К.М.С., М.П.Т. и др. Но оказались и две разные по начертанию надписи "ШОРОХОВ". А известно, что Белозерские бани назывались еще как бани "Шороховские", в память об их владельце П.И. Шорохове. Старожилы помнят, что Белозерские бани работали даже в блокаду, и можно было не только попариться, но и постричься и побриться. "Все окна были застеклены, ни в одном нет фанеры". При измерении объемов найденных в тайнике бутылки и кружечки оказалось, что бутылочка вмещает 360 мл, что составляет по таблице русских мер и весов 0,5 бутылки. (1 бутылка = 0,615 л.) А кружечка вмещает полчарки - 60 г (1 чарка = 123 г). Остается загадкой, что было в бутылке и кому предназначили этот клад строители бани полтора века назад. Возможно, это было угощение для хозяина бани. По представлениям наших предков, в банях обитал дух бани, которого называли банником (банным, байником, баинником, баенником, Анчуткой и т. д.). По преданиям, этот хозяин бани, прятавшийся обыкновенно за печкой или под лавками, являлся то в виде необычного животного, то в виде маленького старичка с длинными волосами и бородой, с длинными ногтями на руках и ногах. Его уважали и боялись встречи с ним. При выходе из бани благодарили банника словами: "Спасибо те, байнушко, на парной байнечке", - оставляли немного воды, мыло и веник, чтобы и он мог помыться. Никто не отваживался пойти в баню около полуночи: в то время банники были полновластными хозяевами бани - парились и мылись. А после бани, как известно, хочется выпить что-то вкусненькое, вот предусмотрительные строители новой бани и приготовили подарок хозяину бани... В настоящее время в музее "Морская Стрельна" с помощью строителей Дворца конгрессов в Стрельне воссоздается фрагмент тайника Белозерской бани академика архитектуры графа П.Ю. Сюзора из клейменых кирпичей Шорохова. http://nvspb.ru/stories/tajnik_v_bane_syuzora

Denis: Сергей Андреев Время собирать кирпичи. Петербуржец Олег Вареник за 20 лет собрал уникальную коллекцию строительных материалов Смена, 12.07.2006 Фото автора и Кирилла Кудрявцева Коллекционеров многие считают людьми не от мира сего. Кто-то собирает марки, кто-то - бабочек, а Олег Вареник из Стрельны коллекционирует... кирпичи. Сейчас в его маленькой квартире хранятся более тысячи кирпичей, из которых при желании можно построить небольшой домик. В начале славных дел Необычное увлечение началось 20 лет назад. Именно тогда Олега Вареника заинтересовала история Стрельны. В этом городе до сих пор ходят слухи, что для Большого Стрельнинского дворца, который еще называют Константиновским, Петр I закупал кирпичи в Голландии. Они отличались особой прочностью, и именно поэтому дворец, горевший несколько раз, выстоял. - Это неправда - кирпичи наши, питерские, - говорит Олег Вареник. - Я нашел документы и воспоминания соратников первого российского императора. В них говорится, что для строительства новой столицы и Большого Стрельнинского дворца Петр построил в Стрельне 16 кирпичных заводов. Именно из этих кирпичей были построены и Константиновский дворец, и Монплезир, и здание Двенадцати коллегий в самом Петербурге. На строительство здания Двенадцати коллегий кирпичи из Стрельны отправлялись на барже. Лучшего места, чем Стрельна, для кирпичных заводов под Питером было не найти. Здесь очень чистая вода, прекрасная глина да и рабочих рук вполне хватало. В XVIII веке эти 16 кирпичных заводов выпускали почти половину всего российского кирпича. За производством кирпича Петр установил строгий надзор. Каждый кирпич обжигали по семь раз и сбрасывали с высоты. Если трескался хотя бы один кирпич, в брак отправлялась вся партия. Именно поэтому стены Константиновского дворца так крепки. Клейма на них нет! При жизни Петра, с особым трепетом относившегося к строительству, сохранялась государственная монополия на производство кирпичей. Потом его передали в частные руки. Тут-то, по мнению Олега Вареника, и начался бардак: заводы стали выпускать бракованный кирпич и построенные из них здания рушились как карточные домики. Вот тогда и появились первые кирпичные клейма. - Те кирпичи, которые мы покупаем сейчас, размокают даже под дождем, - говорит Олег Вареник. - Клейма на них нет, дом рушится, и претензии предъявить некому - завод-бракодел уже исчез. В прежние времена такое тоже случалось. Оттого и стали производители качественных кирпичей ставить на свои кирпичи клейма. Это было фирменным знаком, как теперь говорят, брендом. До революции существовали даже каталоги, по которым любой желающий мог определить, где именно произведен кирпич, из которого построен его дом. Клеймо являлось рекламой и знаком высокого качества. В поисках старинных кладок Собирать коллекцию Олег Вареник начал во время водной прогулки по Финскому заливу. - Мне очень повезло. Я отправился на яхте на форты и увидел в воде кирпичи с клеймами. Во время отлива я вытащил из воды 15 кирпичей и привез их к себе домой в Стрельну. Сначала они хранились рядом с моей яхтой, а потом я перенес их сюда, в музей. Олег Вареник ищет необычные кирпичи по своей системе - он посещает места раскопок и новостройки. - Особенно хорошо охотиться за кирпичами было в прошлом году, - вспоминает коллекционер. - Вокруг Петербурга тогда постоянно что-то копали. То и дело из-под земли появлялись старые кладки. В каждой можно было найти особенные кирпичи с уникальными клеймами. Я серьезно пополнил свою коллекцию. С каждого места брал по 2 - 3 кирпича (больше просто не мог унести). Особенно ценные экземпляры удалось найти на даче Кшесинской и на улице Шкапина. На улице Шкапина коллекционер обнаружил уникальный кирпич с якорем. Как выяснилось, дома в тех местах строило какое-то морское ведомство. Таких кирпичей, по словам Вареника, нет больше ни у одного коллекционера. Камин для нового русского При работе с антиквариатом возникает естественный вопрос о его стоимости. Олег Вареник категорически против того, чтобы у экспонатов его музея появились ценники. - Они ценны не порознь, а в коллекции, - считает он. - Кирпичи с клеймом - это часть нашей истории, в деньгах их оценить невозможно. Это уже не строительный материал, а музейная реликвия. От моих кирпичей идет какая-то особенная энергетика, рядом с ними вы словно переноситесь во времени. Выяснить, сколько же всего кирпичных клейм существовало в России, Олегу Варенику так и не удалось. Оказывается, наши ученые и инженеры этим вопросом просто никогда не задавались. Однако в последние годы ситуация изменилась. Клеймеными кирпичами заинтересовались новые русские. В их среде высшим шиком считается соорудить на даче камин из кирпичей 250-летней давности. Сидеть у него особенно приятно, если найти клеймо со своей или хотя бы похожей на нее фамилией. Нашлись и такие, кто пытается строить свои загородные коттеджи целиком из старинных кирпичей. - Они ведут себя как самые настоящие вандалы, - сокрушается коллекционер. - Как можно из таких кирпичей строить дома! Да, они лучше нынешних, но ведь это же история. Хотя такой беспредел начался еще в советские годы. К примеру, Стрельнинскую судоверфь построили из кирпичей, взятых с разрушенной при бомбежках дачи графа Орлова. Впрочем, Олег Вареник уверен, что он сохранит свою коллекцию для истории. «Через полвека, - говорит он, - мои кирпичи будут настоящим антиквариатом». http://smena.ru/news/2006/07/12/8059/




полная версия страницы